Содержание
-
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Москвы Школа №1613 Дошкольное отделение №4
Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет Выполнила воспитатель ДО №4: Стребуляева Наталья Алексеевна
-
«Детская речь на всех этапах развитияпитается неисчерпаемой жизненной силойнародного-родного языка»К. ЧуковскийКультура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
-
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения, т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
-
Задачи воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи). 2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности. 3. Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами. В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются.
-
Условия, выполнение которых позволяет решать обозначенные задачи: - Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.- Наличие полноценной окружающей речевой среды. В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:- Комплексного подхода к организации работы по развитию речи. - Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.- Систематичности и последовательности в работе. - Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей. - Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом.- Учета интересов всех участников педагогического процесса. - Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.
-
Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем:-беседы -тематические консультации- выступления на педагогических советах- семинары-практикумы- анкетирование- информационные бюллетени, буклеты - презентация речевых игр, упражнений- выставка книг, пособий- речевые уголки в группах
-
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя осуществляется по 3 основным направлениям: 1. Диагностика речевого развития детей. 2. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников. 3. Консультативно-просветительская работа.
-
Совместные коррекционные задачи 1.Развитие коммуникативных функций речи2. Воспитание речевой активности 3. Обучение грамматически правильной речи и рассказыванию 4. Обогащение и активизация словаря 5. Формирование звуковой культуры речи
-
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель решает следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - звуковысотныйслух; - слуховое внимание; - восприятие темпа и ритма речи. 2. Формировать произносительную сторону речи: - учить детей правильному произношению всех звуков родного языка; - развивать артикуляционный аппарат; - работать над речевым дыханием; - вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; - вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию; - формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова; - фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. 3. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. 4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
-
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку; различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку; отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
-
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») - дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.) - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
-
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог; - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок); - хоровые и индивидуальные повторения; - обоснование необходимости выполнить задание педагога; - индивидуальная мотивировка задания; - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца); - оценка ответа или действия и исправления; - образная физкультурная пауза; - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
-
Работа с детьми в группе по формированию звуковой культуры речи
-
Артикуляционная гимнастика Цель: улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости); выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем; укрепление мышечной системы языка, губ, щёк; уменьшение напряжённости артикуляционных органов. В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую. («Вкусное варенье» «Заборчик» «Трубочка» «Лопатка» «Пошлепаем язык» «Качели» «Лошадка» и др.)
-
«Вкусное варенье» «Лопатка»
Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму . И остатки оближу. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
-
Развитие физиологического и речевого дыхания Цель: развитие длительного плавного выдоха, глубокого вдоха и выдоха, воспитание направленной ротовой воздушной струи, развитие и тренировка речевого дыхания. Дуть на вертушки; лёгкие шарики; бумажные колпачки, подвешенные горизонтально на нитке; полоски бумаги. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.1. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки(на начальном этапе можно прижимать их ладошками).4. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.Важно! Не переусердствуйте!Достаточно 3-5 повторений.Многократное выполнение таких упражненийможет привестик головокружению.Примеры игровых упражнений:«Буря в стакане» «Понюхай цветы» «Подуй в бутылочку» «Задуй свечу»«Футбол» «Горячий чай»
-
Буря в стакане, вертушка, понюхай цветы, карусель.
-
Использование музыкальных атрибутов для развития физиологического и речевого дыхания Методические рекомендации: заниматься нужно в хорошо проветриваемом помещении. При выполнении упражнений необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи; осуществлял вдох через нос, живот при вдохе - увеличивается, а при выдохе – уменьшается. Ребёнок не должен надувать щёки. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут.
-
Использование игровых атрибутов для развития физиологического и речевого дыхания
Надуй воздушный шарик Пускаем мыльные пузыри
-
Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастикаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. (Пальчики здороваются; цветок; заготавливаем капусту; месим тесто; человечки; колечко; скакалка; бабочка; здравствуй; волк;)
-
«По реке плывет кораблик…» «Дружат в нашей группе…»
-
Речь с движением- логоритмикаЦель: вырабатывать правильный ритм и темп речи, координировать речь с движением. (Дождик; за грибами; садовник; лягушка; строим дом; ботинки; снежная баба; кошка; весенняя песня)
«У оленя дом большой» «Любопытная Варвара»
-
Развитие фонематического слуха
Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы)Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать.Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);• различение отдельных слогов;• различение отдельных звуков речи;• освоение азов анализа и синтеза слов.
-
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с узнавания неречевых и речевых звуковОбращение внимания детей:на звуки улицы; на бытовые звуки;Определение:источника звука (Н-р: хлопки, притопы); направления звука; высоты звука;продолжительности звучания (долгий - короткий);по громкости (громкий - тихий) (Н-р: идет медведь, кошечка крадется);по ритму ( Н-р: идут, скачут).«Тишина» «Узнай по звуку» «Угадай, на чем играю» «Шумовые баночки» «Где хлопнули?» «Полянка» «Тихо-громко» «Дует ветер»
-
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
- Придумай слово, которое начинается на заданный звук - Раскрась только те предметы, в названии которых есть заданный звук
-
- Звукоподражание- Назови первый звук в слове
-
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
Определение на слух твердых и мягких согласных Отгадай гласный звук по схеме
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.