Презентация на тему "Изобразительно - выразительные средства языка"

Презентация: Изобразительно - выразительные средства языка
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 10-11 класса на тему "Изобразительно - выразительные средства языка" по русскому языку. Состоит из 35 слайдов. Размер файла 0.11 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Изобразительно - выразительные средства языка
    Слайд 1

    Изобразительно-выразительные средства языка( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)

    Автор работы: Учитель литературы и русского языка ГБОУСОШ № 250 г.Санкт – Петербурга Соковых Надежда Николаевна

  • Слайд 2

    Содержание

    1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении). 2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов). 3 часть: План лингвистического анализа. 4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.

  • Слайд 3

    Аллегория – иносказание.

    В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер. Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?

  • Слайд 4

    Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.

    1) Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин) 2) Явление «хлестаковщины» до сих пор сохраняется в нашем обществе. 3) Да кто из нас не «обломов»!.

  • Слайд 5

    Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.

    1)Глаза громадные, как прожекторы. 2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.

  • Слайд 6

    Гротеск – предельное преувеличение

    1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)

  • Слайд 7

    Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.

    1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова? 2) Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек.

  • Слайд 8

    Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.

    1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки. 2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

  • Слайд 9

    Метафора – скрытое сравнение.

    1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. 2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами. 3) Покатились глаза собачьи золотымизвёздами в снег.

  • Слайд 10

    Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)

    1) От этого происшествия ахала вся Московская улица. 2) « Я три тарелки съел». 3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. 4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину? 5) Вся деревня над ним смеялась.

  • Слайд 11

    Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых

    1) Плакаты кричали о Победе. 2) О чём ты воешь, ветер ночной? 3) Телеграф гудел свою скучную песню.

  • Слайд 12

    Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком

    1) Это был царь зверей.( Лев) 2) Будем же заботиться о братьях наших меньших. 3) Унылая пора! Очей очарованье!

  • Слайд 13

    Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым

    1) Все флаги в гости будут к нам. 2) Там стонет человек от рабства и цепей. 3)Швед, русский колет, рубит, режет…

  • Слайд 14

    Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим

    1) Лёд неокрепший на речке студёной словнокак тающий сахар лежит. 2) Они лежали как мёртвые. 3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.

  • Слайд 15

    Эпитет – образное определение

    1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали. 2) Наступил синий, тягучий рассвет. 3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.

  • Слайд 16

    Стилистические фигуры речи

    Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

  • Слайд 17

    Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие

    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.Пушкин) Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона… ( С.Есенин)

  • Слайд 18

    Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов

    Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов) Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.

  • Слайд 19

    Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости

    Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым… ( С.А.Есенин) Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)

  • Слайд 20

    Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения

    Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось… (А.С.Пушкин) Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши… / По К. Ушинскому/

  • Слайд 21

    Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой

    Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин) Роняет лес багряный свой убор, Сребрит морооз увянувшее поле… ( А.С.Пушкин)

  • Слайд 22

    Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова

    Как пошли наши ребята В красной гвардиислужить – В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! ( А. Блок)

  • Слайд 23

    Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме

    Мне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… ( М. Ю. Лермонтов)

  • Слайд 24

    Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь

    Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, сказать по правде, Очень никто не озабочен. ( М.Ю.Лермонтов)

  • Слайд 25

    Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов

    «Мёртвые души». В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия. Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.

  • Слайд 26

    Риторический вопрос, восклицание, обращение

    А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов!… ( М.Лермонтов) Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

  • Слайд 27

    Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания

    Мы сёлы - в пепел, Грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. ( В. Жуковский) Только ты люби меня. А уж я тебя буду – до последней волосиночки. ( А. Иванов)

  • Слайд 28

    Цитация ( цитирование)

    « Ахматова была самой поэзией, высшим ичистейшим её воплощением»,- писал Никита Струве. По словам Никиты Струве, Анна Андреевна Ахматова « была самой поэзией, высшими чистейшим её воплощением».

  • Слайд 29

    Аллитерация – приём повторения согласных звуков

    Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. ( А.С.Пушкин)

  • Слайд 30

    Ассонанс – приём повторения гласных звуков

    Скучна мне оттепель: Вонь, грязь, весной я болен… ( А.С.Пушкин)

  • Слайд 31

    План лингвистического анализа

    I. Тема. II. Идея. III. Форма: 1. Стиль текста; 2. Тип текста; 3. Композиция 4. Лексические средства выразительности; 5. Стилистические фигуры речи; 6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

  • Слайд 32

    Несколько советов при определении стилей речи

    В научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций. Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя. В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.

  • Слайд 33

    Несколько советов при определении типов речи

    В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание. В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.

  • Слайд 34

    Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный

    В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения ( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его. Учтите, такие тексты строятся авторами свободно. Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.

  • Слайд 35

    Используемая литература

    1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г. 2) Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ». Авторы: Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв.Издательство «Астрель» 2008 г. 3) « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке