Содержание
-
.
Кладоваярусского языка Автор: Головина Алла Виленовна, учитель русского языка и литературы
-
На прошлом уроке, посвященном законам общения, мы убедились, что знаем, в отличие от «немого» Маугли, много слов… Когда-то в раннем детстве вместо мама мы говорили «ма», вместо спасибо – «сибо», вместо троллейбус – «бустрале», коверкая иностранное слово… Но постепенно мы научились выговаривать слова, и кладовая слов увеличилась. Учась в школе, мы узнали, что слова, состоят из звуков и букв, из слогов и морфем, что слова складываются в словосочетания и предложения. Так происходило знакомство с наукой о языке – лингвистикой (лингва – «язык»). Сегодня на уроке мы оценим кладовые запасы наших знаний по русскому языку, решая множество грамматических задач. Особо удачные ответы будут поощряться карточками, из которых сложатся ваши первые «пятерки» и «четверки» в этом учебном году.
-
О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а. Решение г р а м м а т и ч е с к и х з а д а ч. (Задачи учитель пишет на доске) Для их решения желающие выходят к доске.) Задача 1. Решите уравнение, кратко объяснив решение. Какой раздел русского языка отражен в пропорциях? Б/П = Д/? Ж/Ш = ?/Ф Задача 2. Подчеркните к словах парных звуки. Зачем в речи существует парные звуки? (Парные звуки служат для различения смысла слов.) Был – пыл; дом –том; жил –шил.
-
Задачи 3. Какое из трех слов соответствует схеме? Какой раздел науки о языке нужно знать, чтобы решить задачу? а) Пригородный, говорливый, заговором(объясним значение слова.) б) Выстрел, придорожный, в тростнике. Задача 4. Какие слова в группе горчица, гористый, горевать, горняк можно проверить словом горка? Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы. Что такое лексическое значение слова? Почему важно его понимать при написании слов? Задача 5. Какие «немые» буквы пропущены в словах Об(?)яснить, лис(?)его, под(?)езд, в(?)юга? На сколько групп можно разделить данные слова
-
Задача 6. Где нужно, вставить ь . Объясните. Птен(?)чик, плащ(?), молодеж(?), спрячеш(?), сбереч(?). Задача 7 Какое слово в ряду синий, синька, синеть, она является существительным? Докажите. Задача 8. Рядом с данными словами напишите существительное того же склонения. Нефть - … , лагерь - … , окно - … . Задача 9. Найдите орфографическую ошибку в одном из глаголов. Чем она вызвана? Горюешь, видешь, любишь.
-
Задача 10. Составьте из слов взлетать, цветные, в небо, огни предложение. Подчеркните грамматическую основу. Придумайте второе предложение в рифму с этим. Какое предложение получится, когда мы «достроим» строфу? Задача 11. Сколько грамматических основ в предложении? Правильно ли поставлена запятая? Я руки в речку опущу, И их в воде прополощу. Задача 12. (запасная). Запишите под диктовку предложение. Подчеркните «ошибкоопасные» места. Чем интересно построение предложения? По_степямв моря реки катятся, И лежат пути во_все стороны.(Никитин И.)
-
ПОДЫТОЖИМ УРОК. Итак, мы совершили небольшое путешествие по волшебной стране Лингвинии, собравшей воедино законы устной и письменной речи. Понравились ли вам задачи? Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за повторение?
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.