Содержание
-
Национальный центр инноваций в образовании НЦИО ЕГЭ. Задание 27. Комментарий к проблеме
-
Обратите внимание!
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного рассматривается в современной науке как вторичный текст, представляющий собой «результат переработки исходного (первичного) текста» и являющийся «в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и, в конечном счете, результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста» [Ипполитова, 2001: 219] Толкование текста как тип высказывания (и сочинение с элементами толкования) целесообразно рассмотреть в системе вторичных текстов как «отклик на прочитанное».
-
Приёмы осмысления текста
определение проблемы текста по сильным позициям (начальный и конечный абзацы); выделение в тексте ключевых слов; прогнозирование содержания по ключевым словам; прогнозирование содержания по композиции текста; выделение оценочной информации.
-
Истолкование текста рассматривается учеными как необходимый этап его анализа, на котором происходит «осмысление содержания и осуществляется поиск смыслов в тексте» [Первухина, 2010: 75-80]. Процесс истолкования при этом характеризуется как а) процесс поиска смыслов текста; б) процесс логических выводов, которые будут отражены в самом истолкования прочитанного. Обратите внимание!
-
Сочинение как вторичный текст-исследование
Во вторичном тексте-исследовании «предметом речи становится исходный текст, который подвергается интерпретации, анализу, толкованию», он оформляется в жанре «рецензии, литературно-критической статьи, комментария» [Ипполитова, 2001: 219].
-
Текст
-
(1)Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? (2)Поймут ли? (3)Увидят ли то, что он хотел доказать? (4)Почувствуют ли то, что любило его сердце? (5)И кто будет его читатель? (6)От этого зависит так много… (7)И прежде всего – состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу? (8)Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь) и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то – «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое… (9)И это называется «чтением». (10)Механизм без духа. (11)Безответственная забава. (12)«Невинное» развлечение. (13)А на самом деле – культура верхоглядства и поток пошлости. (14)Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. (15)Таких «читателей» мы все опасаемся. (16)Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл… (17)Как возникло, как созрело написанное? (18)Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал – надеялся и отчаивался. (19)И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важном, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. (20)Значит – что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. (21)И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. (22)Это было не легко, удавалось не всегда и не сразу. (23)Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда – всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. (24)Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности» (по слову Пушкина), и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца… (25)И, наконец, произведение готово. (26)Последний просмотр строгим, зорким глазом – и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть – легковесно-капризному, может быть – враждебно-придирчивому… (27)Уходит – без него, без автора. (28)Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».
-
(29)И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. (30)Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, целое здание духа. (31)Оно скрыто за общеизвестными словами, за общедоступными образами, за отвлеченными понятиями. (32)Жизнь, яркость, силу, смысл, дух – должен из-за них добыть сам читатель. (33)Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение» и книга пройдет мимо него. (34)Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… (35)Но, к сожалению, это совсем не так. (36)Почему? (37)Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. (38)Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. (39)Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (40)Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. (41)Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими.... (42)Читать – значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. (43)Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. (44)Это есть борьба за духовную встречу: это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. (45)И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного». (46)Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. (47)Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. (48)И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. (49)Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее. (50)По чтению можно узнавать и определять человека. (51)Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов… По И. А. Ильину ( «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»)
-
Способ определения проблемы публицистического текста - СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА текста и его АНАЛИЗ Составляем план прочитанного (абзац за абзацем). Формулируем проблему. Проверяем себя по ключевым словам в плане. Уточняем проблему, находим ей подтверждение в тексте. Приступаем к комментированию .
-
Составляем план прочитанного текста
Каждый писатель тревожится, как его будут читать. Чтение – это искусство, и не все им владеют. Есть «настоящее чтение», его смысл: - поставить себя на место писателя: он скрыл в написанном что-то личное, что мы должны «духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить»; - читатель должен добыть это «что-то», а не просто пробежаться глазами по страницам и усвоить содержание; - настоящее чтение – это желание верно услышать голос автора; - настоящее чтение – это умение не только увидеть, но и прочувствовать «духовный акт» писателя; - настоящее чтение – это поиск «духовного клада», воспроизведение того, что вложил писатель в книгу, «борьба за духовную встречу»; Искусство чтения нужно вырабатывать. Чтение должно быть углубленным, тогда поймем, что стоит, а что не стоит читать. Чтение может либо создавать человека, либо разрушать его. Каждый из нас – это то, что и как мы читаем.
-
Формулируем проблему
Ученику следует найти вопрос, который - находится в центре внимания автора;- дает автору поле для размышления, а не упоминается или затрагивается! Рассуждаем: в данном тексте автор делает вывод: «каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого». К этому заключению автор приходит, размышляя о том, что есть целое искусство чтения, которым должен овладеть читатель, если он хочет в полной мере раскрыть замысел писателя, найти «духовный вклад» и «углубить свою душу». Следовательно, в центре внимания автора проблема овладения искусством чтения (Что такое искусство чтения? Кого можно назвать настоящим читателем?) Проверяем себя по ключевым словам составленного плана!
-
ЧТО делает автор, раскрывая аспекты проблемы?
-
-
-
-
Примеры-иллюстрации как аргументы фактологического типа
В сочинении-рассуждении как результате интерпретации текста используются специфические аргументы. Это аргументы фактологического типа – извлечения из интерпретируемого текста. В настоящее время обращение к аргументации как логико-коммуникативному процессу, служащему «обоснованию определенной точки зрения с целью ее понимания (или принятия) индивидуальным или коллективным реципиентом» [Яскевич, 1991: 26], является необходимым условием подготовки ученика к написанию сочинения-рассуждения. Основная коммуникативная установка аргументативных текстов – объяснить, доказать, установить какую-то истину. В процессе интерпретации текста важна именно фактологическая аргументация, так как автору интерпретации необходимо показать, что его осмысление исходного текста основано на конкретных фактах. Обратите внимание!
-
Примеры-иллюстрации
-
Это могут быть: 1) элементы явного цитирования, 2) элементы неявного цитирования (использование экзаменуемым авторских опорных слов и моделей синтаксических конструкций). 3) ссылки на номера предложений, 4) ссылка на абзацы, 5) элементы изложения.
-
КЛЮЧИ К КОММЕНТИРОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Метод ИГО (инструменты, герои, определение) ПРОБЛЕМА ОВЛАДЕНИЯ ИСКУССТВОМ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
-
Определение понятий, используемых в формулировке проблемы а) Искусство – это мастерство в каком-либо виде деятельности. Чтобы стать настоящим читателем, необходимо вырабатывать навыки творческого и созерцательного чтения (предл.47). Иначе оно превратится лишь в «механизм без духа». Без настоящего чтения не состоится «желанная встреча» с писателем. б) Настоящим чтением автор называет серьезную работу, которую необходимо проделать читателю для понимания книги. В это понятие он вкладываетумениеверно истолковать «духовные видения» автора, способность искать, находить и присваивать «духовный клад», скрытый писателем в произведении (предл. 39). в) Как трактует автор настоящее чтение? Он противопоставляет его простому бегству напечатанных слов через сознание (предл. 38), уверен, что оно заключается в сосредоточенном внимании, настоящей борьбе за правильное понимание смысла, заложенного писателем в произведении.
-
Работаем над ошибками в комментарии
-
Автор открывает читателю глаза на огромную работу, которую выполняет писатель, и настаивает, что и читателю необходимо потрудиться, чтобы понять произведение. Обратимся к тексту за примерами. Чтобы созрело написанное, писателю необходимо пережить нечто важное и драгоценное, захотеть поведать «значительное» об этом опыте (20), отыскивать точные слова, мысли и образы (21), отдавать все силы писательству (23) и скрыть в написанном «духовный клад» (44). Именно поэтому необходима соответствующая по масштабу работа читателя, который должен воссоздать созданное автором (33). Быть грамотным и уметь «глазами бегать по буквам» недостаточно.
-
Каждый должен научиться сложному творческому процессу чтения. Автор делает этот вывод, сопоставляя объем работы, которую проделывает писатель и читатель. Для создания книги необходимо «вынашивать книгу» годами (23), скрыть в ней духовный клад (42), но читатель часто лишь пробегает глазами по буквам, не утруждает себя творческой работой по раскрытию смысла, превращая чтение в невинное развлечение (12). Действительно, это несправедливо!
-
Спасибо за работу! Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
-
Литература
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года.- ФИПИ Березина Л.Н. Обучение школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку : Саранск, 2014 Громов И.А. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.