Содержание
-
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников
Презентацию подготовила учитель-логопед ГБОУ Школа №1353 Фонина Ольга Станиславовна
-
Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению. 2
-
Появление разных групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения. 3
-
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ 1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. 1,5 года – его словарный запас расширяется до 15-20 лепетных слов. Пользуется однословным предложением. 1год 8 мес - в словаре 87 слов, появляются двухсловные предложения. 2 года – может строить простые фразы из 3-4 слов, появляются словоизменения. 2 года 3 месяца- появляются бессоюзные сложносочиненные предложения. 3 года – вполне сносно изъясняется, строя сложноподчиненные и сложносочиненные предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная. 4
-
4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется до 1500 слов, в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5 лет – внятно говорит, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, его речь связная и достаточно грамотная, словарный запас – 2500 слов. 6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов. 7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов. 7-14 лет - запас слов доходит до 20000 НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 4-Х ДО 7 ЛЕТ 5
-
Нарушения письменной речи
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо» - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. 6
-
Специфические ошибки на письме
Это ошибки, не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер. Группы ошибок: 1.Ошибки на уровне буквы и слога. (пропуски, замены) «снки-санки», «кичат-кричат» 2.Ошибки на уровне слова. (раздельное, слитное написание частей) «и дут» , «по дкроватью», «светитлуна» 3.Ошибки на уровне предложения или словосочетания. (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении) «гуси вышли изадвора пощли на прут» 7
-
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. 8
-
Формы дисграфии
Артикуляторно-акустическая; Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания; Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза; Оптическая. Аграмматическая; 9
-
10 Артикуляторно-акустическая Артикуляторно-акустическаядисграфия представляет собой отражение на письме неправильного произношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме. При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи.
-
11 Акустическая дисграфия Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основ чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличии от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. Акустическая дисграфияпроявляется в работах ребенка в виде замены букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звук: Свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), Звонкие- глухие (б-п, в-ф, г-к,д-т, с-з, ш-ж), Твердые-мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-ть, ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо»-«письмо», «мач»-«мяч», «восла»-«весла»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).
-
12 Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы. Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме внарушениях структуры предложения и слова.Это может быть: Слитное написание двух самостоятельных слов («питдрова» - «пилит дрова»,служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» - «у ворот»); Сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы крякофта» - «у мамы красная кофта»); Раздельное написание частей слова («со чинила» - «сочинила»). Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть: Пропуск гласного, («крова» - «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» - «растет», «мика» - «мишка», «лит» - «лист»); Добавление гласного («палаток» - «платок»); Перестановка букв («коно»- «окно»); Пропуски, перестановки, вставки слогов («кова» - «корова», «палота» - «лопата», «листиточек» - «листочек»).
-
Оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: Замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов ( л-м, и-ш. ш-щ, ц-щ); Замены графически сходных букв- отличающихся одним дополнительным элементом (о-а, б-д, с-х, х-ж); Замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д,т-ш); Зеркальное написание букв (о-е, э-е).
-
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР. Аграмматизмы на письме проявляются: В искажении морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов, флексий («налететь» - «влететь», «котенки» - «котята», «много стулов» - «много стульев»); В нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» -«на столе», «в кухня» - «в кухне»); В нарушении согласования («пять деревы» - «пять деревьев»). При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуск членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.
-
«…усвоению каждого навыка должно предшествовать формирование психологических предпосылок, на которых этот навык базируется». А.Н.Корнев
15
-
16 Для успешного овладения навыками чтения и письма необходима достаточная сформированность целого ряда ВПФ и процессов, которые можно условно объединить в 5 блоков. Двигательный блок(общая моторика, статика, динамика, координация; тонкая моторика – кинестетический праксис, динамический праксис, реципрокная координация). Зрительно-пространственный блок(глазодвигательные функции, зрительный гнозис, анализ и синтез, ориентировка в пространстве, пространственные представления). Речевой блок – импрессивная речь(понимание сложных логико-грамматических конструкций, восприятие и воспроизведение ритмов, дифференциация звуков, звуко-слоговой анализ и синтез). Речевой блок – экспрессивная речь(артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексический запас, словообразовательные навыки, грамматическое структурирование, связная речь). Мнестический блок(слухоречевая память, зрительная память).
-
I. Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики- физические упражнения. Кинестетическое и кинетическое развитие (формирование ощущений от различных поз тела в статическом и динамическом состоянии, вербализация собственных ощущений). 17
-
Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Работа с трафаретами Штриховка 18
-
II. Развитие зрительного восприятия. Развитие и тренировка зрительной памяти («Дорисуй картинку»). Совершенствование зрительно – двигательной координации («Найди слова»). Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз («Развиваем глазомер»). 19
-
III. Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений. Формировать умения осязать и словесно обозначить различные свойства предметов. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Развитие обоняния, и обозначение словом ощущений. Запах приятный и неприятный. Формировать умения дифференцировать вкусовые ощущения и словесно обозначать. (кислый, сладкий, горький, соленый) Определение различных свойств предметов (гладкий – шероховатый) Развитие восприятия чувства тяжести от разных предметов и словесное обозначение барических ощущений. (тяжелый — легкий). 20
-
IV. Развитие слухового восприятия. Совершенствование умения различения речевых, музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Развитие умения дифференцировать звуков по громкости и длительности, мелодий по характеру. Развитие умения воспроизводить звуковые имитации. Развитие чувства ритма. Развитие умения определять направление звука в пространстве. звук дождя звук будильника речевые звуки звук музыкального инструмента 21
-
Дифференциация -изолированных звуков: С-Ш -слогов: СА - ША, СО - ШО, ШУ - СУ; -слов: САНКИ - ШАПКА, ШУБА - СУМКА; -предложений: В холодную погоду необходимо надевать шубу и шапку. В сумке у неё лежала шапка. Ваня скатился с горы на санках. 22
-
V. Развитие восприятия пространства и времени. Совершенствование ориентировки в собственном теле. Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении. Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги. Формирование умения ориентироваться в последовательности событий. 23
-
VI.Развитие речевого дыхания. Нормализация или четкое осознание правильного речевого дыхания. Использование речевых зарядок на уроках: кра-кро-кру-кры дра-дро-дру-дры Использование скороговорок для развития дыхательной системы. Всякой вещи свое место. У страха глаза велики. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха: надуть шарик сдуть звездочку, снежинку Использование дыхательных упражнений при релаксации: «раздувание углей в костре» дуть на горячий чай, молоко 24
-
VII. Развитие артикуляционной моторики. Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции. 25
-
VIII. Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. 26
-
Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы. 27
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.