Содержание
- 
              
            
 «Правописание не и ни с разными частями речи»Предметная область: Русский языкУчастники: учащиеся 7 класса Автор работы: Терентьева Т. В. 
- 
              
            
 Цели урока: – обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни с разными частями речи; – развивающая – развивать умение осмысливать значение приставок не и ни, развивать логическое мышление; – воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению. 
- 
              
            Задачи урока:– создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства; – сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила. 
- 
              
            Оборудование:1) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint; 2) компьютер учителя; 3) мультимедийный проектор. 
- 
              
            План урока:I.Объяснение темы. 1. Правописание не. 2. Правописание ни. II. Закрепление темы. 
- 
              
            I. Объяснение темы.1. Правописание не. 
- 
              
            Слитное и раздельное написание не– не пишется слитно, если слово без нене употребляется (негодовать); – не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно (не пришёл, не скрывая); – глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). 
- 
              
            Нес существительными, прилагательными и наречиями:Слитно 
- 
              
            
 Раздельно 
- 
              
            Не с причастиямиСлитно Раздельно 
- 
              
            Нес отрицательными местоимениямиСлитно: Если нет предлога: некто, нечто Раздельно: При наличии предлога: не у кого, не за что 
- 
              
            В остальных случаях не пишется раздельно:с числительными (не восемь книг); с местоимениями (не этот); со словами категории состояния (не надо, не нужно); со сравнительной степенью (не старше, не глубже); со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому); в вопросительных предложениях (Не правда ли?) 
- 
              
            I. Объяснение темы.2. Правописание ни. 
- 
              
            Слитное и раздельное написание ниСлитно Раздельно 1) В отрицательных местоимениях без предлога: никто, ничто 2) В наречиях: никогда, ниоткуда, никуда Во всех остальных случаях 
- 
              
            Различение частиц не и ниОдиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты: Откуда ни возьмись Как ни в чём не бывало Во что бы то ни стало Ни рыба ни мясо Ни жив ни мёртв Ни два ни полтора Ни то ни сё Ни дать ни взять 
- 
              
            Следует различать сочетанияНи один (никто) –не один (много) Ни разу (никогда) –не раз (много раз) 
- 
              
            II. Закрепление темы.Тестовые задания 
- 
              
            1. В каком ряду предложение не со словами пишется раздельно?Им (не)чем было гордиться. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки. Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не)лепое положение Мы вошли в (не)большую светлую комнату. С (не)доумением он посмотрел на собеседника. Мот через речку (не)построен. (Не)готов отвечать. 4 
- 
              
            2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?Говорил он (не)громко и отчетливо. (Не)кому доверить свой секрет. Дальше тянулись (не)яркие, мигающие огни деревни. Собеседние (не)ожиданно рассмеялся. Эта комната (не)большая, а очень маленькая. Он ничуть (не)огорчен. Время (не)умолимо идет вперед. Его (не)долюбливали. 3 
- 
              
            3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать. Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница. Трудно обладать (не)дюжинной силой. Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Портрет, казалось, был (не)окончен. (Не)откуда ему ждать помощи. В молчании добро должно твориться, но(не) чего об этом толковать. 3 
- 
              
            4.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?Публика (не)доуменно смотрела на приготовления артистов. Радуга (не)ожиданнопоказалась над городом. Река тянулась вдоль (не)высокого травянистого берега. Воздух (не)подвижен и чист. Мы бредем по тем дорогам, где (не)кошена трава. Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она. Когда его усадили и напоили чаем, он (не)сколько успокоился. (Не)смотря на то, что ветер яростно носился над морем, тучи как будто замерли. 3 
- 
              
            5.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?Они были измучены и голодны, да и (не)где было взять пищу. Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды. Он был (не)брит, измучен, с глазами, красными от бессонницы. В комнате сыро, холодно и (не)уютно. Этот роман, (не)сочиненный, а пережитый им, был прекраснее всех вымыслов. Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на свои тридцать пять лет. 3 
- 
              
            6.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?Новая статья о творчестве этого режиссера еще (не)напечатана. Письмо моему однокласснику (не)отправлено. Гаврин, как и другие посетители выставки, долго стоял (не)подвижно возле грандиозного полотна художника. Долгий и (не)легкий разговор состоялся у отца и сына. Прослыть (не)вежею позорно. В хорошо отреставрированном здании чувствовалось что-то (не)уловимо новое. Эти воспоминания оказались совсем (не)веселым, а очень безрадостным грузом для памяти. К нам прибыл новый жилец—(не)кто Кузнецов. 1 
- 
              
            Домашнее задание:Из художественных произведений выбрать предложения (8 – 10) с разными частями речи, объяснить почему употреблено не или ни. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.