Презентация на тему "Трудные случаи написания НЕ (НИ) с разными частями речи."

Презентация: Трудные случаи написания НЕ (НИ) с разными частями речи.
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Обширная презентационная работа по русскому языку, которая может служить эдакой электронной памяткой по правописанию НЕ и НИ с разными частями речи. Помимо теоретической базы, педагог также предлагает выполнить и практические задания для закрепления темы.

Краткое содержание

  • Разбираем правописание НЕ и НИ с разными частями речи
  • Наглядные примеры
  • Пояснительные схемы
  • Тестовые задания

Содержание

  • Презентация: Трудные случаи написания НЕ (НИ) с разными частями речи.
    Слайд 1

    Трудные случаи написания НЕ (НИ) с разными частями речи.

    Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2

    с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

    Молчанова Анжела Михайловна

  • Слайд 2

    Теория.Не с существительными, прилагательными, наречиями на (о/е).

    Слитно : если без не- не употребляется (невежа, неуклюжий, ненастный, невзрачно и т.д.);

    Если можно заменить синонимом: недобрый (злой),нехорошо (плохо) и т.д.

  • Слайд 3

    Раздельно с прилагательными

    Если подразумевается противопоставление: ветер не шквальный , а умеренный.

    Есть усиление отрицания зависимыми словами:

    Далеко не Никому не интересно, вовсе не

    Вовсе не скучно, далеко не совершенство…

    • Отнюдь не
    • Вовсе не
    • Ничуть не
    • Нисколько не
  • Слайд 4

    С отрицательными наречиями и местоимениями без предлога.

    • Слитно всегда: Некто, нечто, нечему, некому…
    • Негде, неоткуда, никуда…
    • С предлогом – раздельно: Не с кем, не у кого, ни за что…
    • Неу кого спросить, некому рассказать.
  • Слайд 5

    Запомни!

    • Не что иное, как… (не кто иной, как…)
    • Ничто иное не … (никто иной не…)

  • Слайд 6

    Различай сочетания.

    а) ни один (никто) — не один (много): ни один (никто) не пришел на встречу; он бывал у меня не один (много) раз;

    б) ни разу (никогда) — не раз (много раз): я ни разу (никогда) не была в Париже; он не раз (много раз) бывал в Париже;

    в) нимало (= ничуть) — немало (= много): Его нимало (ничуть) не смущало недовольство хозяина. Он немало (много) интересного знал о птицах.

  • Слайд 7

    Слитно.

    • Если есть пояснительные слова обозначают степень качества.

    (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти, вполне, отчасти, совсем, чрезвычайно)

    совершенно неблизкий путь;

    крайне неосторожный, очень нехороший.

  • Слайд 8

    Раздельно с прилагательными, которые выполняют в предложении функцию глагола.

    • Не рад
    • Не нужно
    • Не должен
    • Не обязан
    • Не готов
    • Не намерен
    • Не согласен и т.д.
  • Слайд 9

    Раздельно с прилагательными в сравнительной степени

    • Не больше, не умнее, не лучше…
    • Он был не умнее её.
    • Новый дом не больше прежнего.
  • Слайд 10

    Подумай.

    1. Она был (не)хитрее его.
    2. Лена была далеко (не)лучшей ученицей.
    3. Мне нравиться (не)настная погода.
    4. Отец ( не) любит (не)хороших людей.
    5. «Том, ты (не)рад видеть меня?».
  • Слайд 11

    Проверка.

    1. Она был не хитрее его.
    2. Лена была далеко не лучшей ученицей.
    3. Мне нравиться ненастная погода.
    4. Отец не любит нехороших людей.
    5. «Том, ты не рад видеть меня?».
  • Слайд 12

    Запомни!

    • С числительными всегда раздельно: не один, не второй, не двое.
    • Производные предлоги (несмотря на…, невзирая на…) Всегда слитно!
    • Обратите внимание!
    • Не путайте эти предлоги с деепричастиями с частицей не!
    • Не смотря (не глядя) мне в лицо, он говорил ужасные слова — это деепричастие; несмотря на дождь (вопреки дождю), мы гуляли — это предлог. Невзирая на расстояние, он сразу же приехал.
  • Слайд 13

    Не с глаголами и деепричастиями

    Запомни.

    • Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка.
    • Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой.
    • А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие.

    Недоедал досыта Не доел обед.

  • Слайд 14

    Глаголы. Деепричастия.

    Всегда раздельно.

    • Не пел, не ходил, не просил, не думая, не глядя, не спеша…

    Слитно, если слово без НЕ не употребляется:

    • негодовать, ненавидеть, ненавидя, негодуя…
  • Слайд 15

    Подумай.

    • Деду сегодня (не)здоровится.
    • Я (не)навижу ложь.
    • Он (не)гулял в парке.
    • Старик, (не)видя пчёл, заглянул в улей.
    • Барсик (не)доел кость.
  • Слайд 16

    Проверка.

    • Деду сегодня нездоровится.
    • Я ненавижу ложь.
    • Он не гулял в парке.
    • Старик, не видя пчёл, заглянул в улей.
    • Барсик не доел кость.
  • Слайд 17

    Причастия.

    Слитно, если: Без НЕ слово не употребляется.

    Негодующий.

    Нет зависимого слова и противопоставления.

    Нерешенная задача.

  • Слайд 18

    Раздельно:

    • С краткими причастиями.
    • Не решена.
    • Есть противопоставление.
    • Не решенная, а списанная задача.
    • Есть зависимое слово.
    • Не решенная дома задача.
  • Слайд 19

    Подумай.

    • Книга (не)открыта.
    • (Не)сломанный, а разобранный велосипед.
    • (Не)годующий учитель.
    • (Не)отремонтированный в гараже мотоцикл.
  • Слайд 20

    Проверка.

    • Книга не открыта.
    • Несломанный, а разобранный велосипед.
    • Негодующий учитель.
    • Не отремонтированный в гараже мотоцикл.
  • Слайд 21

    Тесты.

    В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

    1. Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

    2. В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.

    3. Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.

    4. Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.

  • Слайд 22

    В каком предложении не (ни) пишется раздельно:

    1 Вопреки моим опасениям, чемодан оказался ничуть (не) тяжелым.

    2. (Не)приятная на вкус пища может стать причиной депрессии.

    3. На трибунах стадиона , где проходил концерт, яблоку (не)где было упасть.

    4.Сильный человек никогда (ни)кого не будет винить.

  • Слайд 23

    1. Отец был в тот вечер (не)много раздражен.

    2. Вопрос журналиста показался ему (не)пустым, а наоборот, продуманным и интересным

    3. Тайна этой полуразрушенной пирамиды остается (не)разгаданной.

    4. В результате разгула стихии (ни)кто, к счастью, не пострадал.

  • Слайд 24

    Тесты

Посмотреть все слайды

Конспект

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе

«Поиск нужного слова»

Засимова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 30 лет, МБОУГимназия№17 г. Нижний Новгород.

1 слайд. Комментарий пословицы, взятой эпиграфом к уроку.

2 слайд. Причины речевых ошибок. Неправильный выбор речевого эквивалента. Паронимы. Запись определения в тетрадь.

3 – 6 слайды. Вставить правильное слово в предложение, выбрав его из правой колонки. Фронтальный опрос, работа у доски, самостоятельная работа.

7 слайд. Найти и исправить ошибку.

8 слайд. Эвфемизмы как разновидность речевой ошибки. Запись определения в тетрадь.

9 слайд. Найти и исправить этот вид ошибки.

10 слайд. Следующий вид речевой ошибки – алогизм. Запись определения в тетрадь.

11 слайд. Исправление подобного рода ошибок.

12 слайд. Ошибки, связанные с подменой понятия. Запись определения в тетрадь.

13 слайд. Найти подмену понятий и исправить связанную с этим ошибку.

14 слайд. Обсуждение высказывания Надсона о трудности поиска нужного слова.

15 слайд. Предложения на закрепление пройденного. Письменная самостоятельная работа.

16 слайд. Домашнее задание.

При подготовке презентации использовались книги:

Д.И. Розенталь, И.Б. Голуб. «Секреты стилистики». – М: Айрис Рольс, 1996.

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М: Просвещение, 1986.

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе

«Поиск нужного слова»

Засимова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 30 лет, МБОУГимназия№17 г. Нижний Новгород.

1 слайд. Комментарий пословицы, взятой эпиграфом к уроку.

2 слайд. Причины речевых ошибок. Неправильный выбор речевого эквивалента. Паронимы. Запись определения в тетрадь.

3 – 6 слайды. Вставить правильное слово в предложение, выбрав его из правой колонки. Фронтальный опрос, работа у доски, самостоятельная работа.

7 слайд. Найти и исправить ошибку.

8 слайд. Эвфемизмы как разновидность речевой ошибки. Запись определения в тетрадь.

9 слайд. Найти и исправить этот вид ошибки.

10 слайд. Следующий вид речевой ошибки – алогизм. Запись определения в тетрадь.

11 слайд. Исправление подобного рода ошибок.

12 слайд. Ошибки, связанные с подменой понятия. Запись определения в тетрадь.

13 слайд. Найти подмену понятий и исправить связанную с этим ошибку.

14 слайд. Обсуждение высказывания Надсона о трудности поиска нужного слова.

15 слайд. Предложения на закрепление пройденного. Письменная самостоятельная работа.

16 слайд. Домашнее задание.

При подготовке презентации использовались книги:

Д.И. Розенталь, И.Б. Голуб. «Секреты стилистики». – М: Айрис Рольс, 1996.

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М: Просвещение, 1986.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке