Содержание
-
Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитатель: Алейникова Е.А.
-
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
-
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и т.д. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Обнаруживается застревание на одной позе.
-
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием). Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений
-
Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.
-
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций для перемещения всего тела в пространстве до тонких движений пальцев. Учёные утверждают: «Чем больше движений и интенсивнее деятельность в то время, когда ребёнок растёт, тем больше устанавливается базовых связей, на которых состоятся будущее учение и языковые умения. Действительно, все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы формирования. Это подтверждают многочисленные исследования, свидетельствующие о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников.
-
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга и в частности на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведённых М.М.Кольцовой. Выявлено полное взаимодействие движений пальцев рук и артикуляционной моторики ребёнка. Данный автор считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же , как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».
-
Таким образом, развитие артикуляции в дошкольном возрасте невозможно без развития мелкой моторики. Использование разнообразных форм двигательной активности создаёт оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного развития ребёнка.
-
К формам организации двигательной деятельности ребёнка относятся:
Считалки физминутки физкультурные паузы утренняя гимнастика гимнастика после дневного сна Фитнес – гимнастика дыхательная гимнастика прогулки подвижные игры, слова–закличкив подвижных играх игровой массаж и пальчиковая гимнастика Особое значение имеют подвижные игры, которые часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом. Текст задаёт ритм движениям. Так же можно выделить игры, не являющиеся подвижными, но соединяющие в себе речь и движение – это речедвигательные игры.
-
Формы работы с родителями:
Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.). Родителям и детям даются задания: отгадайте загадку, объясните значение предложенного выражения, назовите ряд слов одним словом, подберите слова противоположные по значению и т.д. Во время спортивного мероприятия родители совместно с детьми придумывают название команды, девиз, короткие стишки, сказки, рисуют буквы, предметы.
-
Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит не только физическое, но и общее развитие организма. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения.
-
Таким образом: комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога.
-
Спасибо за внимание!
-
Задание:
Провести с родителями просветительскую работу по данной теме : подготовить для родителей консультацию, папку –передвижку, памятки и т.д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.