Содержание
-
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
-
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
-
Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
-
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
-
Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.
-
Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. .
-
Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
-
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
-
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДРУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Игра-соревнование «Подбери словечко» Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое. Игра «Нарисуй и заштрихуй» Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
-
Игра «Вспомни сказку» В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси- лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». За правильный ответ можно предложить ребенку яблоко. Игра с союзом на «А» Когда в руках несколько яблок, самое время рассмотреть их повнимательней и сравнить между собой: одно яблоко желтое, а другое красное; одно сладкое, а другое кислое и т.д. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
-
РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ НА ПРОГУЛКЕ На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда». «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт» и тд. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.
-
Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
-
РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ НА КУХНЕ На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете: «нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает». Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
-
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т.д.) . Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?» «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводим его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне, и пусть рассказывает о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
-
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ НА ДАЧЕ На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду и огороде» и т.д. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение5, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты. Каким трудом дается урожай.
-
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Практически на любом наглядно материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Что поменялось местами», «Что изменилось», «Подбери пару» и т.д.
-
Немаловажным фактором для развития речи ребенка является простое чтение. Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора – чтение перед сном и это отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.