Содержание
-
Приёмы самомассажа для дошкольников
Подготовила: учитель-логопед высшей категории Перегудова Е.А.
-
Структурно-функциональное строение головного мозга (по А. Р. Лурия)
-
-
Понятие самомассажа
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
-
Польза самомассажа
Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Можно использовать без специального медицинского образования.
-
Правила самомассажа:
Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
-
Приёмы массажа
1. Поглаживания. 2. Надавливания 3. Постукивания. 4. Пощипывания. 5. Перетирания. 6. Похлопывания. 7. Пальцевый душ.
-
Этапы обучения самомассажу
1.Показ приема самомассажа взрослым. 2. Выполнение приема самомассажа ребенком при наличии зрительного контроля. 3. Выполнение приемов самомассажа под стихотворный текст или тихую музыку.
-
1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутку).
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки, А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…, Чтобы щёчки не дремали , Мы пощиплем их немножко. Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
-
2. Самомассаж пальцев рук.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
-
Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата - это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона… Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки». Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон. Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.
-
3. Самомассаж мышц лица
(щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц — спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка. При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.
-
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз). Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями). Смышлёные (слегка пощипать щёки) Учёные (пальцевой душ) Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
-
Самомассаж с помощью мячиков, бигудей и других подручных материалов
-
УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1- катаем карандаш по столу ладошкой (ладошками)2 - добываем огонь3 - горка: по тыльной стороне одной руки катим карандаш ладошкой второй руки4 - вертушка: - крутим пальцами на поверхности стола карандаш5 - вертолет - крутим в воздухе 6 - подъемный кран: двумя пальцами поднимаем (меняем пары - с большим пальчиком, без большого)7 - экскаватор : одним пальцем поднимаем8 - качели - зажимаем карандашик между двумя пальцами и качаем
-
Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
Толстячок — худышка, Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую, Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз, Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу. Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П». Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
-
4. Губы:
Упражнения для укрепления губ: Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….» Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его. Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И» Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами. Прятки - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
-
5. Самомассаж мышц языка.
«Поймай мышку за хвостик» Язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
-
Желаю успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.