Презентация на тему "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика"

Презентация: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика" по педагогике, включающую в себя 28 слайдов. Скачать файл презентации 1.98 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
    Слайд 1

    Артикуляционнаяи пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей

    Презентацию подготовила: Тельнова Татьяна Михайловна, учитель-логопед ДОУ №242 СО РАН г. Красноярск, 2013 г.

  • Слайд 2

    Формирование правильного произношения звуков у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

  • Слайд 3

    Время появления звуков в речи

    1 - 2 года: А, О, Э, П, Б 2 - 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й 3 - 4 лет:   С, З, Ц 4 - 5 лет:   Ш, Ж, Ч, Щ 5 - 6 лет:   Р, Л

  • Слайд 4

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом или воспитателем артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. 

  • Слайд 5

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

    Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям, - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  • Слайд 6

    Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут Сначала упражнения надо выполнять медленно, с зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.  

  • Слайд 7

    Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.

  • Слайд 8

    1. «Улыбка» («Заборчик») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке.

  • Слайд 9

    2. «Хоботок» («Трубочка») Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка».

  • Слайд 10

    3. «Домик открывается» Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука [а]), подержать рот открытым в течение 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов.

  • Слайд 11

    4. «Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Широкий язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.

  • Слайд 12

    5. «Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5—10 раз.

  • Слайд 13

    6. «Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот.

  • Слайд 14

    7. «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5 секунд.

  • Слайд 15

    8. «Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

  • Слайд 16

    9. «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 3—5 секунд. Можно контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк .

  • Слайд 17

    10. «Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой, левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5—6 кругов в одну и другую стороны .

  • Слайд 18

    11. «Чередование» («Толстячки — худышки») Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3-5 сек.

  • Слайд 19

    12. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Рот закрыт. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

  • Слайд 20

    13. «Самовар» («Паровозик») Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух в течение 2—3 секунд и выпустить через губы, произнося: «Пых». Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «Пых-пых-пых» («самовар кипит»).

  • Слайд 21

    14. «Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-па­па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 — пошлёпывать губами кончик языка; 2 — пошлёпывать губами середину языка; 3 — пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

  • Слайд 22

    15. «Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.

  • Слайд 23

    Пальчиковая гимнастика

    Учеными доказаны важные положения, касающиеся взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки: Движения пальцев рук, являясь совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка, интеллектуального развития. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенной рядом с проекцией речевой моторной зоны. Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС, что проявляется в ускорении развития речи ребенка.

  • Слайд 24

    Правила проведения:

    пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук). пальчиковая гимнастика должна проводится регулярно, ежедневно Желательно использоваться ее на всех занятиях.

  • Слайд 25

    Группы упражнений:

    Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Сопряженная гимнастика. Упражнения, направленные на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики. Упражнения развивающим силу мышц кистей и пальцев рук относятся игры и упражнения с мелкими предметами (теннисные, резиновые мячики, игрушки для прорезывания зубов и т.д.)

  • Слайд 26

    Статические упражнения, удерживающие определенную позу – развивающие кинетический компонент двигательного акта – это такие как «Зайцы», «Коза», «Собака», «Цветок»,«Лучики», они способствуют формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию наблюдательности и внимания, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Упражнение на развитие динамического компонента на другую, умения противопоставлять большой палец остальным, динамической координации («Пальчики двигательного акта, на развитие умения переключаться с одной позиции здороваются», «Скакалка», «Моя семья» и т.д). Кинезиологических упражнений: направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет формировать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики, предотвращение и коррекцию дисграфии. («Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,«Змейка».

  • Слайд 27

    Используемая литература:

    Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции.- М.: АСТ:Полиграфиздат; СПб.:Сова, 2011. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. – СПб., издательство «Лань», 2000. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:Картотека пальчиковых игр. – СПб.:КАРО, 2008.

  • Слайд 28

    Спасибо за внимание!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке