Содержание
-
«Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников».
Проект разработан учителем – логопедом Разумиловой Н. И.
-
«Усваивая родной язык, ребенок осваивает не одни слова… . Но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».К.Д.Ушинский
-
Цель:Устранять стереотипы эмоционального реагирования и поведения детей связанного со страхом перед речевыми высказываниями, реконструировать полноценные контакты ребенка со сверстниками и взрослыми. Формировать гармонически развитую личность в целом. Задачи: 1. Развивать вербальные и невербальные способности детей. 2. Развивать все компоненты речи. 3. Развивать способность самостоятельно применять полученные навыки по составлению повествовательных рассказов. 4. Формировать адекватную оценку своей речевой деятельности через самоанализ рассказа с использованием схемы.
-
Степень новизны: Я предлагаю нетрадиционную форму обучения повествовательной речи цепной организации. Где связь в рассказе между предложениями осуществляется, когда об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях. Схемы наглядно знакомят детей с правилами построения высказывания в целом и принципом правильного построения предложения. Предметно-символическая схема анализа рассказа позволяет детям самостоятельно оценить: как раскрыт замысел рассказа; как осуществляется смысловая связь между частями рассказа и между предложениями; определить правильность построения предложения.
-
Содержательно-целевая направленность проекта: Педагогическая технология, которая отражает поиск наиболее эффективных путей формирования и формулирования связной монологической речи у детей. Участники проекта: Учитель – логопед Воспитанники подготовительной группы Родители Воспитатели
-
Методическая разработанность проекта: Памятка построения повествовательного текста. Требования к построению повествовательного рассказа. Подбор рассказов, стимулирующих содержательную и языковую сторону речевых высказываний детей. Наглядная информация для родителей, родительское собрание. Конспект мероприятия. Результативность проекта Представлен анализ результата работы итоговой диагностикой, отражающей сформированность связной монологической речи детей.
-
Этапы реализации проекта. 1этап. Выявление актуальности проекта через логопедическое обследование, определяющего оценку уровня выполнения задания по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, пересказа. Наблюдение за процессом свободного общения детей.
-
-
2 этап Принятие задач проекта и пути их решения. Развитие связной речи практическими методами без обращения к правилам построения монолога. С этой целью применяются нетрадиционные игровые технологии, побуждающие детей к связному говорению:
-
Настольный театр по сказке «Заюшкина избушка»
-
Игра «Кто самый внимательный?» Вывешивается две картины, дети 5 минут рассматривают, запоминают. По фрагменту, который видят в круглое отверстие 2 см. (можно свернуть лист бумаги) должен узнать картину и рассказать ее содержание.
-
Игра «Живые картинки». Каждый ребенок «превращается» в одного из объектов на картине и потом разыгрывает сюжет картины.
-
Игра со стихотворениями «Нарисуй стихотворение». Сейчас я прочитаю стихотворение один раз. Посмотри-ка на бобра: Без пилы, без топора Валит он в лесу осину – Строит в заводи платину. Зубы крепкие бобра Поострее топора Что делает бобер? Зачем он это делает? Можно ли нарисовать то, о чем говорится в стихотворении? Во время рисования, можно обсудить любую тему, связанную со стихотворением. Когда рисунок будет закончен, спросить: Что нарисовал? Зачем строит платину? Почему бобра и плотину нарисовал так, а не иначе?
-
Приемы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания: 1. Иллюстрируют прочитанный рассказ, располагая картинки в последовательности протекания событий. 2. Найти лишнюю картинку среди заданных картинок в соответствии с логикой событий. 3. Найти «ошибки» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок. 4. «Распутать» две сюжетной канвы, состоящей из 2-х наборов картинок (вначале содержание картин должно носить контрастное содержание). 5. Найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Эта игра подготавливает к развитию поисковой деятельности, направляет внимание на поиск языковых средств. 6. Отобрать из ряда предложенных сюжетных картин те, которые относятся к читаемому тексту.
-
7. Драматизация сказок с использованием настольного театра. 8. Выборочный рассказ по картине или пересказ (выделить из сюжета картины или текста) только то, что относится к данному поступку, объекту… . 9. Игра «Путешествие на машине времени». 10 Описать, что наблюдал, сделал до момента рассказа персонаж картины. Описать, что произошло после события, изображенного в рассказе или на картине. 11. Составить рассказ на основе личного опыта по аналогии с сюжетом картины, услышанного рассказа. Рассказать по картине ( пересказать текст) и продолжить с добавлением фактов, событий из жизни героев. При рассказывании по картине, пересказе подробно объяснить- что положительного и что отрицательного в названных явлениях. Подобрать к картине (тексту) отдельные предметные изображения и расположить их в последовательности изложения. Разложить серию сюжетных картинок на столе. Познакомить детей с содержанием. Затем каждому ребенку дать по 1 картине-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребенок показывает соответствующую картину, а потом рассказывает свой фрагмент.
-
2. Знакомство со смысловыми и языковыми правилами построения повествовательного рассказа. Для наглядности используются схемы, которые дают реальную возможность показать детям принцип одинакового построения всех предложений повествовательного текста. Рассматривая схему рассказа, обращаю внимание детей, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, то есть за счет такого повтора осуществляется связь отдельных предложений в рассказе. Позже средствами межфразовой связи становятся не только лексический повтор, но и союзы, местоимения (там, тут, потом, оттуда, туда, тогда, это, такой…)
-
Пересказ «Шар в окне» Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. На шарике была нарисована рожица. Веселую рожицу нарисовали друзья мальчика. Они хотели развеселить больного друга.
-
3. Формирование и формулирование повествовательных рассказов на основе практического применения изученных правил.
-
4. Самоанализ своих рассказов на основе предметно-символического плана, который позволяет определить, как раскрыт замысел рассказа, как осуществляется связь между частями текста, между предложениями, правильно ли выстроено само предложение.
-
3 этап . Результат проектной деятельности. Анализ итогового обследования сформированности повествовательной речи у детей. Устное сочинение детей «Моя правильная речь поможет мне…»
-
Сотрудничество с семьями Я повышаю уровень компетентности родителей в вопросах формирования и формулирования повествовательной речи детей. Для этого провожу шуточный опрос «Умеет ли ваш ребенок общаться?», знакомлю с правилами построения повествовательного текста, ошибками, которые допускают дети. Вывешиваю информацию в родительском уголке: «Как с помощью рисунка научить детей рассказывать?», «Правила речевого общения», провожу конкурсы сочинений: «Самая лучшая сказка о Язычке», «Самое интересное письмо Деду Морозу», «Самые лучшие слова для мамы», «Самая интересная загадка», «Моя правильная речь поможет мне…»
-
Памятка
Воспитателям старших дошкольных групп и учителям младших классов. Повествовательный текст отвечает на вопросы одно за другим. Для того, чтобы Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Действия протекают во времени, чередой, показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, ещё, уж и др.. Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов.
-
Алгоритм построения повествовательного текста. 1. Начало действия а) место б) время 2. Развитие события а) сообщение о действующем лице б) особенности и порядок действий 3. Кульминация 4. Вывод
-
Требования к составленному рассказу 1.Законченность выражения мысли говорящего в рассказе. 2. Смысловая связь между частями рассказа. 3. Логическая лексико-грамматическая связь между предложениями рассказа (связь осуществляется с помощью местоимений, служебных слов, слов с обстоятельством значения). 4. Связь между словами предложения
-
Советы пользователям: Обучение повествовательному рассказыванию (самостоятельности, вариативности и др. ..) осуществляется успешнее при последовательном использовании наглядного материала. В результате приобретенные детьми навыки и умения становятся более устойчивыми, а повествования самостоятельными, целенаправленными, композиционно оформленными и выразительными. Практика показала: необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, чтобы научить его рассказывать.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.