Содержание
-
Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
-
выявить особенности связной речи и подобрать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования:
-
Объект и предмет исследования:
Объект: особенности связной монологической речидетей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования: процесс развития связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Объект и предмет исследования:
-
Гипотеза исследования:
возможно целенаправленная, последовательная и систематическая коррекционно-развивающая работа, которая включает дидактические игры, моделирование текста, может способствовать развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Задачи данного исследования:
- теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - выявить особенности связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. - подобрать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
-
Методологической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е., Лубовский В.И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я. и др.).
-
Методы исследования.
- теоретические (анализ, синтез, обобщение); - эмпирические (наблюдение, беседа, изучение документации и продуктов деятельности, эксперимент).
-
Практическая значимость
данного исследования заключается в том, что предложенная методика коррекционно-развивающей работы может быть использована в практике учителей-логопедов, учителей начальных классов при развитии связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности и проявляется в разных формах: в рассказах об увиденном и пережитом, в описаниях предметов, явлений и процессов, в пересказах прочитанного, рассказах по картинкам и т. д. В норме связная речь характеризуется развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерывностью, программированностью каждого высказывания и текста в целом (определяется замысел, объем, характер, подбирается языковой материал)
-
Становление связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
1.Эти дети долго задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. 2.Несформированность диалога, так как диалог предшествует монологической речи и подготавливает ее появление. 3.В высказываниях центральное место занимает описание второстепенных деталей, 4.В характере связных высказываний большую роль играет мотивация. 5.Связные высказывания определяются ихформой. Самостоятельный рассказ вызывает определённые трудности.
-
6.В связных высказываниях все нарушения лексико-грамматического строя устной речи. 7. Не могут расположить выделенные смысловые элементы в определённой последовательности, что выражается в пропуске смысловых частей и их взаимозамене. Связная речь детей с интеллектуальной недостаточностью не соответствует возрастной норме. Основными причинами нарушений формирования связной речи этих детей являются нарушения мотивации, быстрая истощаемость речевой деятельности.
-
2.1. Исследование связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В рамках работы были изучены методики: О.Е. Грибовой, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, В.П. Глухова. Методика О.Е. Грибовой направлена на обследование состояния связной речи по следующим параметрам: Вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на данную тему; по жанру: повествование, описание;
-
самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить; степень развернутости (примерное количество предложений); тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
-
связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.); последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).
-
2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента
На базе КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В эксперименте участвовало 10 обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью в индивидуальном режиме были предложены 6 заданий на выявление уровня развития связной речи.
-
Первое задание былонаправлено на определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). При показе каждой картинки ребёнку задавался вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". В результате выясняется, способен ли ребёнок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. По первому заданию из группы 70% получили по 2 балла и имеют средний уровень, а 30% - по 1 баллу и имеют низкий уровень, в силу того, что долго искали подходящие слова.
-
Второе задание – составление предложения по трём картинкам направлено на выявление способности ребенка устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагалось назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Со вторым заданием справились все обучающиеся: 80% получили по 2 балла и имеют средний уровень, 20% - по 1 баллу и имеют низкий уровень. Обучающиеся составляли фразы только с помощью наводящих вопросов. Дети получили по 1 баллу, что соответствует низкому уровню.
-
Третье задание имеет целью выявление возможностей ребенка с интеллектуальной недостаточностью воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые ребенку сказки, короткие реалистические рассказы. Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Третье задание 40% детей выполнили на 2 балла (средний уровень), а 60% - 1 баллу, что соответствует низкому уровню, потому что отмечались отдельные нарушения связного воспроизведения текста, составляли рассказ при помощи педагога с наводящими вопросами.
-
За четвертое задание 50% детей получили по 2 балла, а 50% - по 1 баллу. Дети, которые смогли справиться с этим заданием только, потому что они составили связный сюжетный рассказ на основе наглядности с помощью педагога (использовались вспомогательные вопросы).
-
Пятое задание – составление рассказа на основе личного опыта – имеет цель выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в школе и давался план из нескольких вопросов-заданий. С этим заданием 50% справились на 2 балла, а 50% - на 1 балл (потому что переспрашивали задание: Про что рассказать? Про кого рассказать?, рассказ представляет простоеперечисление предметов и действий без детализации).
-
Для шестого задания – составления описательного рассказа – ребенку были предложены как модели предметов (игрушки). Ребенку предлагалось в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному плану. С последним шестым заданием 50% детей справились на 2 балла, 50% - на 1 балл, потому что описание предмета не отображает многих его существенных признаков и свойств, ребенок не в состоянии был составить рассказ-описание самостоятельно).
-
Вывод:
Таким образом, суммировав все баллы можно сделать вывод о том, что 80% обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеют средний уровень сформированности связной речи, 20% обучающихся имеют низкий уровень сформированности связной речи.
-
2.3.Содержание работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Овладение монологической речью — рассказыванием - особенно важно для школьника. Для обучения детей рассказыванию всегда широко используются картины. При обучении школьников рассказыванию по картине используются разнообразные приемы: вопросы педагога и детей, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание детьми начатого учителем рассказа. (28)
-
Перед рассказыванием по картине, почти всегда обязательно проведение предварительной беседы, которая создаст необходимый эмоциональный настрой, оживит воспоминания, позволит им использовать свой личный опыт. Эмоциональное восприятие помогает детям глубже понять, осмыслить содержание картины, а также активизирует их речевую деятельность. Можно активно использоваться прием совместных речевых действий. Например, педагог начинает описание, а дети заканчивают его.
-
Затем педагог предлагает уже самим детям задавать вопросы, что вносит в их деятельность элементы поиска. На вопросы, которые задают дети, могут отвечать и дети, и педагог. Педагог должен внимательно слушать вопросы детей, вовремя уточнять их, помогать, если школьник затрудняется в формулировках, активизировать речевую и мыслительную деятельность воспитанников поощряющими репликами, мимикой, жестами. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.(37)
-
Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними. Сюжетные картины – картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием (рассказ в картинках). При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: (20) -содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; -картина должна быть высокохудожественной;
-
-изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; -следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения; не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. В целях формирования связной речи школьников с отклонениями в развитии рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
-
1.Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета ("Семья", "Игры на детской площадке", "Зимние развлечения" и др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначального по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.