Содержание
-
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации)специалистов "Мордовский республиканский институт образования"
Кафедра гуманитарного образования Курсовая работа Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ. Выполнила : Зинова Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Большеберезниковскаясош» Проверила : Приказчикова О.В., старший преподаватель кафедры гуманитарного образования МРИО
-
Содержание
1.Введение. Актуальность темы. 2.Классификация выразительных средств. 3.Средства художественной выразительности: а)тропы; б)стилистические фигуры. 4.Методика работы с учащимися. 5.Практическая часть. 6.Список литературы.
-
Введение
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами . Во-первых , данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях ,а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся. Во-вторых ,данная тема представляет особый интерес ,так как тайны языка постичь невозможно ,многие вопросы остаются спорными. Практическая значимость работы заключается в том ,что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств обучающимися на уроках , внеклассных мероприятиях ,а также при подготовке к ЕГЭ.
-
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» . М. В. Ломоносов В чём же заключается богатство ,красота , сила ,выразительность русского языка?
-
Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок ,линий ,цвета ,музыкант ,композитор выражает гармонию мира в звуках ,скульптор использует камень ,глину ,гипс . Слову же доступны и цвет ,и звуки ,и объёмы , и психологическая глубина .Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала: Ржавеет золото и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на земле — печаль,И долговечней — царственное слово. Посмотрите ,с каким уважением говорит поэт о слове – царственное слово ! И оно долговечней золота ,мрамора ,стали! Всё проходит .Остаётся Слово
-
В этом и прелесть художественной литературы – Рисовать словами .Есть слова ,обороты речи , специальные приёмы ,как бы предназначенные для живописания словом .Писатели ,поэты в своих произведениях используют различные приёмы и выразительные средства . Они очень важны ,составляют богатство языка ,запас его выразительных средств ,ресурсов . Один из разделов стилистики – изучение изобразительно -выразительных средств языка. (Д.Э.Розенталь .Справочник по русскому языку. Практическая стилистика!)
-
Классификация выразительных средств языка аллитерация; ассонанс. индивидуально-авторские слова словообразовательный повтор синонимы ; антонимы; омонимы; паронимы; устаревшие слова; неологизмы; заимствованные слова; книжная лексика; термины; разговорная лексика; просторечие; диалектизмы; профессионализмы; фразеологизмы; жаргонизмы.
-
экспрессивное использование грамматических категорий ; прямое и переносное употребление форм времени глагола; экспрессивное использование слов разных частей речи насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами Ряды однородных членов предложения ;предложения с вводными словами ,обращениями , обособленными членами Экспрессивное использование предложения разного типа(односоставные ,неполные ,бессоюзные). Нужно помнить ,что для определенных стилей речи характерны и определенные средства выразительности
-
Средства выразительности для определённых стилей речи
-
Средства художественной выразительности . Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи. Основные виды тропов: Метафора Метонимия Синекдоха Эпитет Гипербола Каламбур Литота Сравнение Перифраз Аллегория Олицетворение Ирония Сарказм Оксюморон
-
Функция тропов
Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением , обогащает речь новыми оттенками смысла , предаёт ей образность ,выразительность.
-
Синтаксические средства ,или стилистические фигуры.
Стилистическая фигура( лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Таким образом ,во фрагменте «Такое синтаксическое средство , как - ,помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может идти о метафорах ,эпитетах и т.д.
-
Фигуры речи
Фигуры слова: Фигуры прибавления: разного рода повторы, точные и неточные: анафора, эпифора, градация, многосоюзие Фигуры убавления: эллипсис, бессоюзие Фигуры перестановки (размещения): параллелизм , инверсия , хиазм Фигуры мысли: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; умолчание.
-
Методика работы с учащимися по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
В задание ЕГЭ B8 определение выразительных средств встречаются в следующей терминологии: «лексические средства», «тропы», «стилистические приёмы», «синтаксические средства», «синтаксические конструкции» , «экспрессивные обороты».
-
Результаты ЕГЭ при выполнении выпускниками задания В- 8 (определение выразительных средств языка).
-
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания? 1.Знание каждого термина выразительных средств (Составление словаря на данную тему) 2.Подбирать примеры из художественных и публицистических произведений. 3.Составление тестов на определение средств выразительности в прозаических и поэтических текстах. 4.Нахождение школьниками справочниках(а также в интернете )примеров ,а особенно на первоначальном этапе ,когда усваивается тот или иной мало знакомый лингвистический термин 5.Работа с текстами (определённых авторов, текстами разных жанров и т.д. 6.Контроль в форме анализа микротекстов(в виде презентаций)
-
Когда не узнают сравнение Сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых случаях выявление сравнения оказывается непростой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существительным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе(Б.Горбатов) – стоит как столб. Сравнение может быть также выражено: 2) оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К.Паустовский) – сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают(Н.Гаршин) – сравнительное придаточное; 3) формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков); 4) с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь.(Н.Заболоцкий)
-
Эпитет или метафора? Между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике можно встретить термин метафорический эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают различение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилагательным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п. Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п. Особая разновидность этого тропа – развернутая метафора – представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Гуттенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущемунаблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящиеиз звезд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас…... (С.Бэлза)
-
Эпитет или олицетворение? Поскольку олицетворение – это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно связан с тем, что было сказано выше. Действительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.): Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно… непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи...(А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью.(К.Паустовский)
-
Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Типичное школьное определение риторического вопроса (вопрос, не требующий ответа) не совсем точно отражает суть этой фигуры речи. Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана. Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко) Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.
-
Что такое парцелляция? Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует специального объяснения. Парцелляция (отлат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированы. И разные. (Гранин) – компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.
-
Заключение В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.
-
Список используемой литературы Лит.: Бахмутова Е.А. Выразительные средства языка. – Казань, 1967; Федоров А.В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. – М., 1971; Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М., 1974; Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка– Л., 1981; Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы. – Киев, 1981; Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). – М., 1989; Стилистика английского языка: Учебник. – Киев, 1991; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993; Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997; Культура русской речи / Под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998; Савова М.Р. Выразительность // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М., 1998; Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). – Волгоград, 2000. Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.