Содержание
-
Тема: «Лабораторные работы по русскому языку»
Практические рекомендации к урокам русского языка учитель русского языка и литературы Дяткова Л.Н.
-
Лабораторные занятия - это самостоятельная исследовательская работа учащихся включает:
Анализ текста (стиль, тип речи, способы связи предложений). Работа с текстом как подготовка к ЕГЭ (пример №1,2). Редактирование текста. Дифференцированные задания к тексту. Анализ ошибок разных типов. Работа со справочной литературой.
-
I.Повторение.
Какие вы знаете стили речи? РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ
-
Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
-
I. Повторение.
Назовите способы связи предложений в тексте. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик в валенках и меховой шапке. Мальчик возвращался домой из булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба. Хлеб был теплый, и мальчик грел об него маленький нос. Снегири прилетают кормиться на балкон до середины марта. Эти красногрудые красавцы много и охотно поют Данное Новое
-
I.Повторение.
Назовите средства связи предложений в тексте. СИНОНИМЫ ПОВТОР СЛОВА МЕСТОИМЕНИЯ !!! В ОДНОМ ТЕКСТЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ !!!
-
II.Работа с текстом (пример №1)
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усея__ые редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на стари__ых планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепа__ыми крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плете__ыми из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревя__ые, с наклонившимися крестами и разоре__ыми кладбищами.
-
Задания:
1 Прочитать выразительно текст. 2 Фрагмент какого произведения перед нами? 3. Определите тему, основную мысль текста. Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? 4. Определите стиль текста, докажите свое мнение . 5. Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором . 6 . К какому типу речи относится фрагмент из романа «Отцы и дети»? 7. Какова роль пейзажа в контексте всего произведения?.
-
Проверка.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянныередким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
-
Проверка задания.
1. И.С.Тургенев «Отцы и дети») 2. Выразит прочитать отрывок из романа. 3 . Пейзаж ,который увидели герои произведения Тургенева Базаров, отец и сын Кирсановы ; пейзаж показан глазами Аркадия Кирсанова. 4. Художественный стиль, потому что передает отношение к окружающему, рисует словами картину , в данном случае, автор изображает пейзаж . Задача Тургенева нарисовать живую картину окружающей действительности, используя изобразительно-выразительные средства 5. Эпитеты, метафора. 6. Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. В данном тексте это пейзаж, изображение внешний вид деревеньки. 7. Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен. Вывод : И.С. Тургенев как писатель – реалист воспроизводит жизненную правду в романе, описывая жизнь крестьян после реформы 1862 года , обращая внимание читателей на разоренность и убогость деревень простых людей..
-
Работа с текстом (пример №2)
(1) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. (2) Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. (3) Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; что засыпаешь, но вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. (А.П.Чехов.)
-
Дифференцированные задания к тексту.
Стилизация текста. Стилистический анализ текста. Диктант с самопроверкой по образцу. Перепишите, расставляя знаки препинания.
-
Стилизация текста.
В зимнюю пору все как будто засыпает: не поют птицы, не шумят деревья, не журчат замершие реки, но зима все равно прекрасна и полна жизни. Едва только посыплется снег, как ребятишки, несмотря на холод, уже бегают по двору и радуются кружащимся по ветру хлопьям. Вся земля чиста и невинна, как белое полотно художника. Морозные вечера убаюкивают своей тишиной и красотой; сидишь и смотришь в окно, замороженное и живописное, чувствуешь, что хотел бы просидеть так всю жизнь. Но это невозможно, потому что жизнь кипит независимо от зимней морозной тишины.
-
Стилистический анализ текста.
Данный текст относится к художественному стилю речи, так как задача автора – создать художественный образ ночной июльской степи (« степь все еще прекрасна и полна жизни») с целью воздействия на читателя. Художественный стиль отличается широким использованием изобразительно- выразительных средств. Для передачи своих чувств, мыслей, настроения писатель использует эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры ( «степь легко вздыхает широкою грудью», «степь прекрасна», «трескотня убаюкивает, как колыбельная песня»; «дремота опускает веки», «тревожный крик птицы» и др.). Кроме тропов, в тексте встречаются и стилистические фигуры: инверсия, параллелизм, антитеза («В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни».) Также автор использует конкретную лексику, помогающую ему нарисовать картину степи (перепел, коростель, балочка, цветы и др.), эмоционально-оценочные слова, раскрывающие отношения автора к описываемому (балочка, прекрасна). Глаголы и глагольные формы передают, с одной стороны, движение, какие-то изменения, происходящие во времени и пространстве, а с другой стороны, подчеркивают торжество жизни в окружающем мире. Невольно чувствуешь, что так было, есть и будет. Сложные синтаксические конструкции отражают всю глубину мыслей автора. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что данный текст относится к художественному стилю.
-
Пунктуационное задание.
Задание. Объяснить постановку знаков препинания. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели,(1) не поют в лесных балочках соловьи,(2) не пахнет цветами,(3) но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла,(4) как дневная тоска забыта,(5)все прощено,(6) и степь легко вздыхает широкою грудью. Однообразная трескотня убаюкивает,(7) как колыбельная песня;(8) что засыпаешь,(9) что засыпаешь, (10) но вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук,(11) похожий на чей-то голос вроде удивленного «а-а!»,(12) и дремота опускает веки. (А.П.Чехов.)
-
Справка.
-
Примечание.
Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительным союзом, запятая не ставится (предложение 2). Запятая перед союзом «или» не ставится (3 предложение), так как части ССП имеют общий второстепенный член предложения.
-
Редактирование текста. Задание для 7-11 классов.
Исправьте текст, устраните повторы и однообразные синтаксические конструкции, используя сложные предложения, однородные члены, деепричастные обороты. В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Только четыре года венецианцы достигли Китая и вошли в город Пекин. Они преодолели тысячи миль. Они пройти многие страны. Марко был обласкан ханом. Марко семнадцать лет находился у него на службе. Марко за те семнадцать лет изъездил все провинции необъятного государства. Марко даже был назначен правителем одного из них. Вернулся он на Родину лишь в 1295 году. Вскоре он принял участие в морском бою. Он стал пленником ГЕНУЭЗСКОЙ республики. В тюрьме и продиктовал он свои воспоминания о путешествиях. Отредактированный текст. В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Только через четыре года, преодолев тысячи миль, пройдя многие страны, венецианцы достигли Китая и вошли в город Пекин. Марко был обласкан ханом и за семнадцать лет, что находился у него на службе, изъездил все провинции необъятного государства и даже был назначен правителем одной из них. Вернулся он на Родину лишь в 1295 году. А вскоре, принял участие в морском бою, стал пленником ГЕНУЭЗСКОЙ республики. В тюрьме и продиктовал он свои воспоминания о путешествиях. Отредактированный текст используется учеником в качестве образца для самопроверки.
-
Анализ ошибок разных текстов.
Вначале школьники знакомятся с типами ошибок (орфографическими, грамматическими, речевыми, логическими, фактическими), знакомятся с их графическим обозначением. После каждой работы, проверенной учителем, ученик анализирует свои ошибки, исправляет их.
-
Таким образом,
такая организация занятия по русскому языку помогает закрепить и углубить лингвистические знания, применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов в форме ЕГЭ.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.