Содержание
-
Таблицы и тренировочные задания В6 (сложное предложение) Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 35 Туапсинского района Завражновой Н.П.
-
Знаки препинания отделяющие (разделительные) выделяющие (выделительные) могут быть одиночными являются только парными , ; ! ? . : - … две запятые, два тире, две скобки, открывающие и закрывающие кавычки предложение от предложения ( . ! ? … ) 2) однородные члены друг от друга ( , : - редко; ) 3) подлежащее от сказуемого ( - ) 4) одну часть сложного предложения от другой ( , ; - : ) используются для выделения осо- бых синтаксических конструкций внутри предложения 1) обороты: причастные, деепричаст- ные, сравнительные 2) обособленные определения и об-стоятельства 3) уточняющие члены предложения 4) вводные и вставные конструкции 5) прямая речь
-
Типы сложного предложения и средства связи между его частями бессоюзные союзные сложносочинённые сложноподчинённые связь сочинительными союзами, по смыслу и интонацией связь подчинительными союзами, по смыслу и интонацией Внимание! В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: бессоюзная, сочинительная и подчинительная. [Грохот и треск нёсся с окружных гор];[задымились лесные опушки], и[нельзя было понять], (как это жив здесь хоть один человек). связь без союзов, только по смыслу и интонацией части сложного предложения равноправны, т.е. не зависят одна от другой неравноправны, т.е. есть главное и прида-точное предложения
-
Разбор сложного предложения
Он пел песни не так как поют песенники знающие что их слушают но пел как поют птицы очевидно потому что звуки эти ему было так необходимо издавать как необходимо бывает потянуться или расходиться и звуки эти всегда бывали тонкие почти женские заунывные и лицо его при этом бывало очень серьёзно. Порядок разбора 1) Подчеркните очевидные грамматические основы. 2) Подчинительные союзы и союзные слова (могут встречаться только в сложном предложении! – значит могут подсказать, какие придаточные не замечены) возь- мите в овал и поставьте перед ними запятые( за исключением тех случаев, когда перед подчинительным союзом находится сочинительный). , , , , , 3) В этом предложении 5 придаточных. Следующий этап – проверка наличия сочинительных союзов. Проанализируйте, что связывают сочинительные союзы: части сложного предложения или однородные члены. , , , 4) Теперь проверьте, не осложнены ли простые предложения, входящие в состав сложного. , (п.о.) , , (вв.сл.) , , (однородн. чл.)
-
Разбор сложного предложения (продолжение)
порлодо схема не так как? как что? что I ст. II ст. пел как? как потому почему? что как? в какой степени? как , и , и Общая характеристика: повеств., невоскл., сложное – сложной конструкции с союзной сочинительной и подчинительной связью (последовательное и параллельное подчинение придаточных), состоит из 8 частей: 1предложение – («Он пел песни не так…, но пел…очевидно, потому») - главное, имеет несколько придаточных и образует сложносочинённое предложение с 7-й и 8-й частями; 2-е - придат. образа действия, относится к местоимённому наречию так, присоединяется союзным словом как; 3-е - придат. изъяснительное, относится к слову знающие (2 предл.), присоединяется союзом что; 4-е - придат. обр.действия, относится к слову пел (1 предл.),присоединяется союзным словом как; 5-е -придат. причины, относится к слову потому (1 предл.), присоединяется союзом что; 6-е - придат. степени, относится к местоимённому наречию так (5 предл.), присоединяется с.сл. как; 7-е, 8-е - равноправные с 1-м, связаны с ним сочинительным. союзом и, отношения одновременности с оттен- ком следствия. 1 2 3 4 5 6 7 8
-
Но между человеком который говорит что народы Запада пошли на Восток потому что Наполеон захотел этого и человеком который говорит что это совершилось потому что должно было совершиться существует то же различие которое существо-вало между людьми утверждавшими что Земля стоит твёрдо и планеты движутся вокруг неё и теми которые говорили что они не знают на чём держится Земля но знают что есть законы управляющие движением и её и других планет. Расставьте знаки препинания, составьте схему этого предложения. 1 , 2 , 3 , 4 , 1 , 5 , 6 , 7 , 1 , 8 , 9 10 , 8 , 11 , 12 12 , , 13 , 14 , п.о. , п.о. , однород. чл. каким? 1 2 что? 3 почему? 4 каким? 5 что? 6 почему? 7 какое? 8 что? 9 и 10 какими? 11 что? 12 чего? 13 что? 14 1 ст. II ст. III ст. IV ст.
-
1.Укажите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. (1) Волчица была уже немолода, и чутье у нее ослабело, и случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. (2) По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одной падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята. Тренировочные упражнения 2
-
2.Укажите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. (1) Так они прошли первый ряд. (2) И длинный ряд этот показался особенно труден Левину, но зато, когда ряд был пройден и Тит, вскинув на плечо косу, медленными шагами пошел заходить по следам, оставленным его каблуками по прокосу, и Левин точно так же пошел по своему прокосу. (3) Несмотря на то, что пот катил градом по его лицу и капал с носа и вся спина его была мокра, как вымоченная в воде, ему было хорошо. 3
-
3.Укажите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. (1) Кстати, о гостиничных столиках. (2) Не приходи-лось ли вам замечать, что в старых гостиницах едва ли не самым главным предметом в номере являлся письменный стол? (3) Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. (4) Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (5) Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего письменного стола человеку трудно обойтись. 5
-
4 .Укажите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. (1) Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как светит апрельское солнце? (2) Свет его не расплывается в воздухе, как свет летнего солнца, когда все синее небо превращается в златотканый покров, на который больно смотреть ослепленным глазам. (3) Не похоже оно и на грустное солнце осени, мягкая прощальная улыбка которого так печально гармонирует с побледневшей синевой и элегической окраской. (4) Далеко оно и от тусклого, багрового солнца декабрьских закатов, что бросают сквозь замерзшее стекло кровавые пятна на белую стену. 2
-
5 .Укажите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. (1) Больной, перегруженный непосильным трудом, он (Горький) тратит свое время, которого у него осталось так мало, на внимательную разработку задуманного мною сюжета, на подыскание для меня материалов. (2) И, не ограничиваясь советами, щедро предлагает мне деньги «в каком угодно количестве». (4) Это письмо не исключение, а правило. (5) Такова была ежедневная практика Горького. (6) Мы, писатели, большие и маленькие, успели за долгие годы привыкнуть к тому, что вот есть в нашей стране человек, который каждую нашу строку принимает к сердцу, как свое личное дело. 6
-
6 .Укажите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. (1) В Питере вдруг обнаружилось множество лиц, вооб-разивших себя переводчиками: бывшие князья и княги-ни, бывшие фрейлины, бывшие пажи, лицеисты. (2) Эти люди осаждали нас изо дня в день, уверяя, что именно им надлежит поручить переводы Мольера, Стендаля, Бальзака, Анатоля Франса, Виктора Гюго, так как, благо-даря гувернерам и боннам, они с младенчества умеют свободно болтать по-французски. (3) Напрасно Горький, которого все эти люди окружали особенно тесным коль-цом, терпеливо доказывал им, что переводить гениаль-ных писателей может только первоклассный стилист. (4) Они так настойчиво приставали к нему, что в конце кон-цов он, уступая их натиску, давал «на пробу» перевести несколько страниц какого-нибудь французского автора, и всегда получался вопиющий конфуз. 3
-
7 .Укажите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. (1) Горький и сам осознавал, что в детской литературе безлюдье, и потому трогательно уговаривал каждого, в ком чувствовал хоть проблеск дарования, чтобы тот непременно писал для детей. (2) Казалось, он хлопочет о какой-то личной услуге – такой у него был просительный голос. (3) Этот же просительный голос я слышал у него позднее, когда к нему пришли по его зову переводчики. (4) Он усадил их у себя в кабинете и начал с тоской упрашивать: «Ну, пожалуйста, очень прошу вас.. переводите, пожалуйста, лучше.» 1
-
8. Среди предложений 10 – 15 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения. (10) И хотя во время данных опытов никаких трагических событий пока не было, не исключено, что мы выведем в лабораториях искусственную разновидность бактерии, которая нанесет человеку больше вреда, чем все существовавшие до сих пор естественные бактерии. (11) Что же делать? (12) Да, мы открыли генетический код – код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном единстве человека как живого человека при всем разнообразии индивидов. (13) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (14) Мы можем избавить человечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (15) Ученые дали в руки человека «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам человек, кажется, вот-вот станет игрушкой… 10
-
9. Среди предложений 10 – 14 найдите сложное с союз-ной подчинительной и бессоюзной связью между его частями. Напишите номер этого предложения. (10)На долю ХIХвека выпала миссия стать веком изобре-тательства и инженерии. (11)То, о чем в XVIII думали, в ХIХ воплотили в изобретение, в конструкцию, в дейст-вующую модель, в подтверждающий опыт. (12) Если понять, что ХIХ век завершился не в ночь на 1901 год, а в день окончания Первой мировой войны, становится ясно: все упомянутые технические достижения принад-лежат ХIХвеку. (13) Даже атомное ядро Резерфорд рас-щепил в последнем году Первой мировой, то есть в ХIХвеке! (14)Уникально же это поколение потому, что оно – дитя ХХ века – века технологий, века внедрения в жизнь изобретений, сделанных в ХIХвеке. 12
-
10. Среди предложений 10 – 15 найдите сложноподчи-ненное предложение с параллельным и последователь-ным подчинением. Напишите номер этого предложения. (12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «веро-ломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». (13) (Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было тридцать). (14)Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15)Это так, но речь идет не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделаться народом. 12 14
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.