Содержание
-
ЕГЭ – 2011 РУССКИЙ ЯЗЫК
ЗАДАНИЕ В8. Речь. Анализ средств выразительности МОУ – Высоковская средняя общеобразовательная школа № 1 Подготовила Горб Н.Д., учитель русского языка и литературы
-
РАЗМИНКА-ПОВТОРЕНИЕ
-
А1.В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
нефтепрОвод откУпорить атлАс (ткань) плесневЕть позвонИт ходАтайствовать создАла украИнский августОвский баловАться пОнял дремОта христианИн еретИк заиндевЕть сИлос 3 1 3 1
-
А2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?
1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. 2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры. 3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения. 4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород. 2
-
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Раскрыв журнал моё внимание привлекло одно интервью. он оказался очень интересным. в нём оказалось много полезной информации. я сначала посмотрел заголовки. 4
-
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.
(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. 1) частица; 2) местоимение; 3) союз; 4) наречие 3 А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНО в предложении 2. (2) Это сообщение для обработки на компьютере должно быть преобразовано в числовую форму. 1) действительное причастие; 2) страдательное причастие; 3) краткое прилагательное; 4) наречие 2
-
А16.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
при..землиться, пр..вратник, пр..зидент и..бежать, во..горание, и..давна б..ются, д..якон, об..ёмный пр..родитель, раз..нравиться, пр..медление А17.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? 1) ты обид..шься, он выро..т; 3) они дремл..т, они пил..т 2) отмет..вший, недвиж..мый; 4) услыш..л, увид..л 2 3
-
А18.В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?
А. Налаж..вать Б. Разговорч..вый В. Гуттаперч..вый Г. Плать..це А,Б,В,Г; В,Г; А,Г; В 2 Гуттаперча – кожеподобный продукт из свернувшегося млечного сока некоторых южных растений; состоит из смол и углеводорода – ГУТТЫ. А. Фасол..вый Б. Отрасл..вой В. Настойч..вость Г. Догадл..вый 1) А, Б 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) В, Г 1
-
А25.В каком предложении нужно поставить ДВЕ запятые? (Знаки не расставлены)
Мы друг друга скоро поняли и сделались большими приятелями. Все окна как в барском доме так и в людских были отворены настежь. То садился он на диван то подходил к окну то принимался за книгу. Молнии не столько вспыхивали сколько трепетали во влажном воздухе. 3
-
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ
Умения ОЦЕНИВАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ а именно: производить анализ средств художественной выразительности русской речи ЗАДАНИЕ В8
-
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙТРЕНАЖЁР
-
(11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят её. (12) Даже возьмём такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13) Скажем, Пушкин − великолепный художник-график. (14) Лермонтов − тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (По Д.С.Лихачёву) КАКИЕ СХВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 12 – 15?
-
В.В.Набоков стремится донести до читателя своё понимание и оценку характеров чеховских героев. В предложениях 6 и 7 автор использует приём ---------, с помощью которого усиливает впечатление от изображения слабости натуры чеховских персонажей. В предложении 10 дано несколько ---------, образно характеризующих этих людей. В предложениях 7, 9 и 10 использован приём ---------, актуализирующий мысль об удивительных противоречиях в характерах чеховских героев-интеллигентов.
-
(6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них, человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны.
-
Масштабы Его власти описываются Вас. Аксёновым уже в самом начале текста. Это выражается в том, что в тексте употребляется местоимение, заменяющее имя собственное. А в предложении 14 эффект достигается с помощью такого СХВ, как ----- Образ Его неотделим от фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всём. Даже манера говорить у них общая: их реплики включают -------- (предложения 15, 34). А такое синтаксическое СХВ, как -------- (предл. 15 – 16), подчёркивает повторяемость, отлаженность их действий. Тем значительней бесповоротное решение героя-рассказчика, который выражает --------- («будь что будет»)
-
(14) Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы. (15) ― Давай, − говорит Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев. (16) ― Давай, − говорит Он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак. Лёка совал мне в рот мой же завтрак: (34) ― На, смелей, кусни!
-
Синтаксические средства выразительности: 1)------- (предложение 6) и 2)------- (в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как 3)------- (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают 4)------- («ребёнок» «взрослый» в предложении 26)
-
2)-------(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.
-
1)----- (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? 3)----- – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. 4)-----– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
-
КОНТРОЛЬНЫЙТЕСТ
-
Текст представляет собой художественное произведение – рассказ, где задача речи – изобразить события. Рассказ строится как сценка-диалог, отлично характеризующая каждого из героев. В речи чиновника, например, в изобилии представлены -------- (предложения 27,37,48, 51),-----(предложения 37, 38, 39), точно передающие его сущность. Речь же автора иронична и даже саркастична. Это выражается с помощью таких приёмов, как ----- (предложение 1, 2), ----- (3), ----- (4) №1
-
(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4) Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… ―(26)А для чего вам ехать в Курск?(27) Здесь неШто не нравится? ―(37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка…(39)Женишок? (48)Езжайте в Курск… (51)Да вы скидайте шляпу!
-
Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся 1)-------- (предложения 5,6,27), и 2)----- (предложение 22), и 3)----- (предложение 9). Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому использует такие синтаксические средства, как 4)----- (предложение 5,13), 5)----- (21,24) №2
-
1)-------- (5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я впервые его испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина. (27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило сладостное, неизгладимое впечатление.
-
2)----- (22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23) Тут преданность выступает во всех обличиях. 3)----- (9)Это было совсем, совсем не то! 4)------ (5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались.
-
5)----- …Меня больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, весь класс. …Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах.
-
У Пришвина особый язык, который может показаться трудным, потому что писатель говорит «без черновика»; он, делясь раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует. В его речи часто используется 1)-------- (предложения 8,9,10), 2)----- (предложение 7,12,14). Есть эмоционально окрашенн… 3)----- (предложение 16,19). Рассказ оплаще – это 4)-----, раскрывающ… одну из высказанных в первой части текста мыслей. №3
-
1)----- (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страдание узнавал своё назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9)И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого… (10)И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все было во мне желанием любви.
-
2) ----- (7)Между тем у меня была душа своя… (12)А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ души нашей! (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом ни разу я не воспользовался.
-
3) ----- (16)Первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту.
-
ИНВЕРСИЯ
Нарушение прямого (нормативного порядка слов) для внесения разнообразия в синтаксическое строение текста, для придания ему живости. 1) Подлежащее перед сказуемым; 2) дополнение после управляющего слова; 3) согласованное определение – перед определяемым словом; 4) обстоятельство перед сказуемым
-
ПАРАДОКС
Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми представлениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу (иногда только на первый взгляд)
-
ОТВЕТЫ
-
ОТМЕННЫХ ВАМ ОТМЕТОК! 5 4 5 4 5 5 5 4
-
Егораева, Г. Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методические рекомендации. – М.: Экзамен, 2010. – (Серия «ЕГЭ. Задачник»). Сенина, Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие для 10 – 11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010. Служевская, Т.Л. Что повторить?.. Выбирайте!: дидактические материалы по русскому языку для повторения орфографии при изучении сложного предложения в 9 кл. – М.: Просвещение, 1997. ЛИТЕРАТУРА
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.