Содержание
-
Лингвоконцептоцентрический урок или урок Воспитания Учитель русского языка и литературы МОУ «Большелычакская СШ» Воловатова В.И.
-
Работаю над проблемой : формирование языковой личности школьников на основе лингвоконцептоцентрическойметодики
-
Методика- «Диалог с культурными концептами» Направлениев преподавании русского языка – лингвокультурологическое.
-
Главная идея методики – идея развития речи на концептуальной основе
-
Цель модели: развитие личности (ее интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоционально-волевой сфер).
-
Задачи модели: Формирование языковой личности школьников в процессе усвоения ими определённой системы знаний о языке, развитие языковых компетенций. Воспитание бережного и ответственного отношения к Слову. Формирование стремления к самовыражению в Слове. Формирование коммуникативную культуру учащихся. Развитие творческий, креативный потенциал личности (способность неординарно мыслить и действовать). Приобщение школьников к ценностям русской и мировой художественной литературы. Повышение качества знаний учащихся.
-
Единицей обучения на лингвоконцептоцентрическом уроке выступает концепт «Концепт – смысловая концентрация, расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания» дофантазирования и для эмоциональной ауры слова, является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека». Д.С.Лихачев «Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку». О.Мандельштам
-
В.А. Маслова разделяет все концепты на девять основных групп: мир (пространство, время, родина…); природа (вода, огонь, дерево…); нравственные концепты (совесть, стыд…); представления о человеке (гений, юродивый, интеллигент…); социальные понятия и отношения (свобода, война…); эмоциональные концепты (счастье, радость…); артефакты (дом, храм, колокол…); научные знания (филология, математика…); концептосфера искусства (живопись, музыка, скульптура…).
-
Лингвоконцептоцентрический урок – это современный урок творческого типа, направленный на построениецелостной ценностной картины мира человека - чувствующего, - мыслящего, действующего. Это направление является современным, т.к. содержит надпредметную идею, сочетает обучение языку и нравственное воспитание учащихся через национальные культурные концепты.
-
Ассоциативно-интуитивный этап. Этап овладения «языком» концепта в ходе концептуального анализа. Этап литературной установки на диалог с культурным концептом. Этап личного речевого творчества. Этапы освоения культурного концепта
-
Основной метод обучения - метод концептуального анализа МодельКАслова можно представить следующим образом: создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического); создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста); создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).
-
установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям); установление «внутренней формы» слова на основе этимологического и историко-культурного анализа; установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям – общим и специальным); установление деривационных (словообразовательных) связей слова; анализ сочетаемостных свойств слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул); «собирание» ключевых признаков слова-концепта; учет семантических отношений с другими словами родной культуры (например, стыд-честь-репутация-достоинство-совесть-вина); ориентация на оппозитивную структуру этических концептов (например, радость - удовольствие, стыд – позор, истина - правда). Приемы обучения:
-
Схема – план работы над словом -концептом: 1. Слово… и его лексическое (ие) значение (ия). 2. История слова. 3. Слово… и «слова-родственники» (однокоренные) 4. Слово… и его синонимы. 5. Слово… и его антонимы. 6. Слово… в фразеологических оборотах. 7. Слово… и другие слова (сочетания) 8. Слово…в русском фольклоре. 9. Слово…в названияхпроизведенийлитературы. 10. Слово…в текстах художественнойлитературы. 11. Слово…в названиях газет, журналов, рекламных приложений. 12. Слово…в названиях картин художников. 13. Слово…в названияххудожественныхфильмов. 14. Слово…в детскомречевомтворчестве (собственныестихи, рассказы, сказки).
-
Способ обучения: лингвокультурологическая задача ( ЛКЗ) - задача на достраивание (или восстановление) недостающих фрагментов (т. е. смыслов) в индивидуально-ценностной картине мира ученика. Это «задача на смысл, на открытие смысла» (А.Н. Леонтьев) Виды ЛКЗ: лексические, грамматические.
-
-
ЛКЗ № 2 Извратить, заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.
-
-
Прочитайте отрывки из стихотворения Вл. Высоцкого «Я не люблю». Какие строчки поэта вы хотели бы взять в современный кодекс чести? Напишите небольшой этюд, выбрав рефреном слова «Мне стыдно, когда…» ЛКЗ № 3 (текстовая).
-
Поэтапное освоение концептов русской культуры: 1 этап - освоение лингвоконцепта на основе эмоционального переживания его образной составляющей (5-6 классы); 2 этап - освоение этических концептов (7-9 классы); 3 этап - освоение лингвоконцепта с опорой на его целостно-ценностное восприятие и интерпретацию в диалоге культур (10-11 классы);
-
Внедрение модели формирования языковой личности осуществляется на протяжении 3-х лет и на данный момент еще не закончено, так как целесообразнее говорить о результатах будет по окончанию школьного курса, но и в дальнейшем продолжится формирование языковой личности, потому что это бесконечный процесс. «Век живи и век учись»
-
Планируемые результаты Работа с культурными концептами дает учащимся возможность «присвоить» (т.е. сделать своими – осмыслить и пережить) такие нравственные понятия, как совесть, благородство, стыд, честь, долг, милосердие и т.д. – концепты внутреннего мира человека.
-
Уроки развития речи на концептуальной основе: Добро и доброта. Поговорим о любви. Диалог с совестью. Создание метафорического портрета обиды. Патриотизм: «со словом надо обращаться честно» . Россия: «в чем угадаю лик любимый?..»
-
-
Словесные ассоциации «Где твоя совесть?» Совсем совесть потерял!» «Совести у тебя нет!» «Бессовестный» «Тебя совесть не мучает? » «Что, совесть заговорила?» «Пусть это будет на твоей совести!» «У тебя ни стыда ни совести» «У меня совесть чиста» «Это совестливый человек» «Мне бы совесть не позволила так поступать»
-
Совесть похожа на: советчика преследователя попутчицу мучителя дикого зверя сторожа судью и т.д.
-
Фразеологизмы Пословицы
-
Бессовестные герои в художественной литературе Д.Фонвизин «Недоросль», Простакова А.Пушкин «Дубровский», Троекуров А.Пушкин «Капитанская дочка», Швабрин К Паустовский «Телеграмма,» Настя В Железников «Чучело», одноклассники Лены Бессольцевой
-
-
На данном этапе можно уже говорить о том, что: Повысилась заинтересованность детей, которая проявляется в активной работе учеников на уроках языка и литературы. Повысилась культура речи, что отражается в свободном владении как устной ,так и письменной ее формами, что отмечается и преподавателями других дисциплин, так как дети свободно выражают свою точку зрения и умеют ее аргументировать. Работая со словом-концептом, изучая слово на разных языковых пластах, ученики легко используют данный подход и на других предметах.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.