Содержание
-
«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника
-
«Образы языка» XX-XXI вв.
- «язык в самом себе и для себя» (Ф.де Соссюр) →язык - «дом бытия»(М. Хайдеггер) →язык - «дом бытия духа»и «пространство мысли»(Ю.С. Степанов);
- «за каждым текстом скрывается языковая система» (Ф.де Соссюр) →«за каждым текстом стоит языковая личность» (Ю.Н. Караулов)
-
Лингвокультурологическая компетенция
- осознание русской языковой картины мира,
- овладение культурой межнационального общения
-
Проблемы культуроориентированной методики
- Что (какие культурные ценности) конкретно берем из культуры?
- Как передаем культурные знания?
- Кому передаем?
- С какой целью передаем?
-
Лингвокультурологическая методика
теория и практика обучения оптимальным средствам введения современного школьника как языковой личности, как носителя индивидуальной картины мира, в культуру сквозь призму родного языка.
-
Базовые понятия лингвоконцептоцентрической методики
- лингво/культурный концепт
- ценностно-языковая картина мира
- языковая личность
-
Тенденции речевого развития школьников
- изменение возрастных параметров речевого развития школьников в сторону понижения;
- нарастание «семантического опустошения» и стереотипизации языкового сознания;
- ослабление литературоцентричности сознания
-
«Здание смысла»
-
-
Структура концепта (на примере концепта «жизнь»):
-
-
Базовые определения
- «Культура – это совокупность концептов и отношений между ними» (Ю.С. Степанов)
- «Национальный язык в потенции – как бы «заместитель» русской культуры» (Д.С. Лихачев)
- «Русский язык – это язык выражения чувства, мысли и воли русского человека» (В.В. Колесов)
-
-
Учебная модель концептуального анализа слова (в рамках педагогической технологии освоения концептов русской культуры)
- создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического);
- создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста);
- создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).
-
Лингвокультурологическая задача
- основное средство обучения;
- это «задача на смысл» (А.Н. Леонтьев);
- это «задача на жизнь» (Д.А. Леонтьев)
- Пример ЛКЗ: извратить, заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.
-
Ради чего это делается
- сформировать основания для культурной и социальной самоидентификации выпускника школы: «кто я, чей, что люблю, чем дорожу, с кем и куда иду»;
- дать своему выпускнику устойчивую систему мировоззренческих ориентиров, способность духовной защиты и креативного действия по отношению к наличному социуму;
- воспитание толерантной языковой личности
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.