Содержание
-
Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.Э.Тоффлер
-
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Задачи: - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
-
К сплошным текстам относятся: описание (художественное и техническое) , повествование (рассказ, отчёт, репортаж), объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) , аргументация (комментарий, научное обоснование),инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы). К несплошным- графики, диаграммы, таблицы, карты, формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления.
-
ПРИЁМЫ «Верите ли вы….» «Мозаика. Реконструкция текста» Кластер «Тонкий» «толстый» вопрос «Лингвистическая сказка» Реставрация текста. «Письмо с дырками» Опорный конспект или «конкурс шпаргалок» Концептуальная таблица Комплексный анализ текста Синквейн
-
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
-
Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
-
Приём «Верите ли вы…» Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
-
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 1. Прием «Мозаика».«Реконструкция текста». Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
-
КЛАСТЕР
-
4. Лингвистическая сказка. Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки. Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
-
5. Реконструкция текста. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения , если… .
-
7. Прием «Феномен»
Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому, ищеШЬ, как просочиться к озеру – не найдёШЬ, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын)
-
7. Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример
-
-
В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Почаще ставьте себя на место ребенка. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков. Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.