Содержание
-
Частица как часть речи Функции частицы как служебной части речи; Отличие частицы от других частей речи
-
Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.
-
отрицает и вносит сомнение указывает и уточняет усиливаетили смягчает требование выражает чувства образует формы слов
-
Я выучил бы уроки… Вряд ликонькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге. Я не хочу разочаровывать тебя, дорогой читатель. (Сомнительное станет явным) (Нарушится логика) (Смысл поменяется на противоположный)
-
Вывод: Роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.
-
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. К тексту какого стиля может относиться это предложение? Пр…н…мающая сторона (не) была (во) время поставлена в извес…ность о сокр…щени… сроков пр…бывания иностра(н,нн)ых туристов.
-
Функции частицы НЕ. 1. Я был в школе. 2. Я не был в школе. 3. Я был не в школе. 4. Не бывать этому! Вывод: Частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению
-
Частица НЕ может придавать предложению и утвердительный (положительный) смысл. Я не мог не быть в школе. мочь н.ф. Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. !Двойное отрицание делает все предложение утвердительным.
-
Пиши правильно! Не раз (много раз) Ни разу (никогда) Не один (много) Ни один (никто)
-
Заменить личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? 1. Я забыл фамилию. 2. Дождь шел всю ночь.
-
Изменить предложение, включив в него деепричастный оборот. Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушел. 1. Оля не нашла нужную книгу и взяла другую. 2. Степа не застал товарища и возвратился к себе.
-
Выпишите предложения с отрицательной частицей. Я давно заметил, что яблоневое дерево, расстающееся с яблоками, старается скрыть хоть одного своего детеныша, спасти от жадных человеческих рук. Ловко прячет, сразу (ни) (за) что (не) найдешь. Долго висело яблочко на моей яблоне. Но однажды пришел сторож и нашел его. А яблочко-то уже (не) простое, а наливное, светилось, как вино в хрустальном бокале.
-
Какую частицу надо взять для выражения отрицания в предложении: В классе тишина, нет (не, ни) звука. Род. п.
-
На какие случаи употребления НИ даны предложения. 1) Нет ни облака в нестерпимо чистом небе. 2) Холмы, овраги. Нет ни деревца, ни кустика! 3) Какой палец ни отрежь, все больно.
-
Распределите предложения по функции частицы НИ. 1) Все, что ни делала, что ни читала, Саша тотчас же ему рассказала. 2) Едем день. Едем два. Ни ручейка. Ни речки. 3) Я выбрался на улицу – пуста. На небо глянул – ни месяца, ни звезд. 4) В поле нет ни души. 5) Тем и хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное.
-
Спишите предложения, определите функции частицы НИ. 1. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. 2. Ни один не колыхнется на березках белый лист. 3. Ни на стенах, ни на окнах не было ничего похожего на украшения. 4.Куда ни взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же растительность.
-
Придумать и записать предложения по данному началу с частицей НЕ и НИ. Например: Когда н… приходили к…, 1.Когда друзья не приходили к Саше, он обижался. 2. Когда ни приходили мы к Саше, он всегда был рад нам. Кто н… слушал моего друга, …
-
Вставить буквы Е или И. 1. Я н.. мог н…сколько раз н… улыбнуться, читая грамоту доброго старика. 2. Куда бы нас н… бросила судьбина и счастие куда б н… повело, всё те же мы… 3. Сколько н… ходи по Эрмитажу, всё равно всё н… рассмотришь. 4. Сегодня на небе н… облачка.
-
Сравните предложения: 1. Где только не воевал Суворов! 2. Где ни воевал Суворов, всюду победа была за русскими. Вывод: НЕ - простое предложение, восклицательное НИ – сложное предложение, невосклицательное
-
Запишите предложения, вставьте НЕ или НИ. Объясните выбор. 1. Каких только чудес н.. увидишь! 2. За что н.. возьмется, уж конца добьется. 3. Куда бы малина н… заманила, а родное село назад привело.
-
Частица НИ и союз НИ-НИ
Частица НИ со словами пишется раздельно. Если НИ стоит при однородных членах, она превращается в СОЮЗ Например: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть НИ в чистом поле, НИ в дубраве, НИ при опасной переправе.
-
Как отличить союз от частицы
Казак на север держит путь, казак НЕ хочет отдохнуть НИ в чистом поле, НИ в дубраве, НИ при опасной переправе. НИ = И, или НИ НЕ – замены не допускает, нельзя убрать из предложения, т.к. меняется смысл.
-
ЗАПОМНИТЕ
Во что бы то ни стало Как ни в чем ни бывало
-
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц. 1. Древн…я культура так (же) отд…лена во времени от сегодн…шнего человека как д…леки от нас звезды. 2. Пр…слушиват…ся ли к совету астрол…га пока (не,ни) заниматься делами ра(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п…рспективу?
-
3. Разве я мог заснуть в пустом мрач…ном доме пр…слушиваясь к завыванию ветра и скр…пящим ступеням ветхой лес…ницы? 4. Если (бы) (не) ты я (н…) за (что) (бы) (не) справился.
-
1 2 Оценка: 9 баллов – «5», 8-7 - «4» 6-5 – «3»
-
Различай сочетания Пишутся, если :
-
Впишите НЕ или НИ. 1) А, пожалуй, ____кто иной, кроме местных жителей, не сумеет быстро найти на ярмарке всё то, что вам нужно. 2) Самое большое счастье было в том, что ____кто иной, как он, Тёма, первый увидел, что цветок расцвёл. 3) Вася тут же разглядел, что бумажка эта была ____что иное, как только что полученное письмо от брата. 4) Мой друг увлекался математикой, ____что иное его не интересовало.
-
Впишите НЕ или НИ. 1) А, пожалуй, ____кто иной, кроме местных жителей, не сумеет быстро найти на ярмарке всё то, что вам нужно. 2) Самое большое счастье было в том, что ____кто иной, как он, Тёма, первый увидел, что цветок расцвёл. 3) Вася тут же разглядел, что бумажка эта была ____что иное, как только что полученное письмо от брата. 4) Мой друг увлекался математикой, ____что иное его не интересовало.
-
Вставьте НЕ или НИ. Расставьте запятые. 1) Высшее команд..вание стремил..сь до наступления зимы во что бы то ___сталовторгнут..ся через Карпаты в Венгрию. 2) И вдруг я понял что ведь это в лесу ___кто иной, как глухарь запел. И ___чем иным нельзя было так вывести его из себя как скороп...лительнымпр...говором о каком(нибудь) человеке. Цветы ___поливали и они засохли. 5) Увя...шие розы вновь ___ ра...цветут как ____поливай их. 6) Радио из...брёл ____кто иной как рус...кий учёный Попов.
-
Вставьте НЕ или Ни. Расставьте запятые. 7) Сколько __езжу я по нашим степям как __ темны бывают иногда безлу...ые ночи мне __ разу ещё ___пр...ходилось сбиват(?)ся с дорог... 8) Кто___бывал в тайге Уссурийск...о края тот ____ может пр...дставитъ какая это чаща какие зар...сли. 9) ____одна мать так ___ ухаживала за своим ребёнком как ухаж...вал Герасим за своей п...томицей. 10) ___ раз ходили мы с ним на рыбалку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.