Презентация на тему "Механическая дислалия"

Презентация: Механическая дислалия
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Механическая дислалия" по русскому языку. Презентация состоит из 23 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.91 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Механическая дислалия
    Слайд 1

    Студентка факультета дефектологии и социальной работы, направление –логопедия Лавхаева Э.Э. Механическая дислалия

  • Слайд 2

    Механическая дислалия Среди нарушений экспрессивной стороны речи встречаются фонетические расстройства, обусловленные анатомическими особенностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, челюстей, нёба, языка, носоглотки, носовых ходов и т. д.). Такие нарушения речи принято называть механическими, или органическими, дислалиями.

  • Слайд 3

    Нарушения речи, обусловленные анатомическими изменениями в стро­ении губ, языка, нёба, зубов, известны с античных времен (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален и др.). В оценке указанных речевых нарушений и в приемах их устранения было много различных, иногда противоречи­вых, попыток. Так, предлагалось лекарственное и хирургическое лечение, гимнастика элементов артикуляционного аппарата и тренировка в произ­ношении всевозможных звуковых сочетаний.

  • Слайд 4

    В XIX в. в работах врачей встречается уже довольно четкое описа­ние косноязычия, связанного с неправильным строением артикуляци­онных органов. В. Олтушевский дает классификацию речевых на­рушений. В группе косноязычия он выделяет расстройства произноше­ния, обусловленные грубыми врожденными или приобретенными из­менениями строения языка, челюстей, зубов и т. д., и называет их механическими дислалиями. Дефекты речи, возникшие за счет ана­томических изменений нёба, носовых ходов и носо-горловой области, т. е. ринолалию, В. Олтушевский рассматривает как одну из разновид­ностей механической дислалии.

  • Слайд 5

    Обширные наблюдения по механическим дислалиям были проведе­ны в годы Великой Отечественной войны. Обобщенный материал доволь­но полно изложен в работе М.Е. Хватцева.

  • Слайд 6

    Интерес к механическим дислалиям в послевоенные годы повысился. Это объясняется тем, что было немало граждан, получивших челюстно-лицевые ранения и трав­мы. Так, по данным двух специальных госпиталей, число военнослужащих с нарушениями речи составляло 44— 47% всех раненых. Вли­тературе стали шире отражаться логопедические методы лечения в комплексе с хирургическими, ортодонтическимии др. Наряду с анатомическими деформациями, возник­шими вследствие различных травм и ранений, внимание специалистов продолжают привлекать аномалии разви­тия челюстно-лицевой системы ребенка и сопутствующие им функциональные расстройства, в том числе речевые.

  • Слайд 7

    Среди аномалий развития лицевого скелета первостепен­ное значение имеют врожденные незаращениянёба («волчья пасть»). Это объясняется довольно высокой частотой их распростране­ния, а также тем, что функциональные изменения, вызван­ные расщелинами, сложны и сопровождаются значительной психической травмой.

  • Слайд 8

    При механической дислалии, как правило, страдает про­изношение звуков. При органичес­кой дислалииможет встретиться неполноценность и других языковых компонентов: словаря, грамматического строя, как и других элементов фонетической стороны речи (напри­мер, тембра голоса, выразительности, ритма). Однако откло­нения в словаре и в грамматическом строе не являются до­минирующими и выступают как сопутствующие основному расстройству звукопроизношения. При механической дислалии могут встречаться не только нарушения воспроизведения, выговаривания звуков, но и неправильное слуховое восприятие их. Так, например, ребенок может плохо дифференцировать звуки с—ш, з—ж, ц—ч,р—л и др.

  • Слайд 9

    Правильное строение языка, зубов, челюстей, носоглот­ки имеет большое значение в жизни ребенка, обеспечивает его полноценное питание, дыхание и правильное формиро­вание речи. Нельзя не учитывать и косметический фактор. Недостаточное пережевывание пищи наруша­ет питание и влечет за собой ослабление детского организ­ма, что ведет ко многим более сложным и тяжелым заболеваниям, и возникновению речевых дефектов. Аналогичная карти­на возникает при неправильном дыхании ребенка.

  • Слайд 10

    Патологические особенности строения артикуляционного аппарата могут быть различными. Их подразде­ляют на две большие группы: 1.Аномалии развития, т. е. всевозможные анатомические отклонения в строении ротовой и носовой полостей, возникшие в процес­се естественного роста ребенка за счет влияния наследствен­ных факторов и различных вредностей, действующих в пе­риод внутриутробного развития (особенно на 2—12-й неделе развития плода). На­пример, - расщелины губы и нёба (полные или частичные), - от­сутствие зачатков зубов, прогнатия, прогенияи др.

  • Слайд 11

    а) Прогнатия б) Прогения

  • Слайд 12

    2.Всевозможные структурные изменения приобретенного характера, возникшие после травм, ожогов, заболеваний, т. е. в процессе жизни ребенка. Например, - ранения губы и альвеолярного отростка при уши­бе верхней челюсти, изменения в носоглотке за счет запол­нения ее разросшейся аденоидной тканью, опухоли языка, губ или других элементов артикуляционного аппарата.

  • Слайд 13

    Отклонения в строении и расположении зубов, челюстей, нёба могут возникать под действием неблагоприятных усло­вий как внешней, так и внутренней среды. Влияние этих факторов может сказываться как на всем детском организ­ме, так и избирательно только на системе артикуляционно­го аппарата.

  • Слайд 14

    Губы. Одной из аномалий развития губ может быть не­сращение верхней губы и лишь в редких случаях — ниж­ней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщели­нами нижней челюсти и языка (Ф. Кениг, 1886). В период Великой Отечественной войны в результате трав­матических повреждений и ранений губ встречались случаи сращения ротовой полости. Кроме того, губы могут быть крупными, пухлыми, деформированными рубцами.

  • Слайд 15

    При неправильном строении губ возникает малая подвиж­ность их. В результате больше всего страдает произношение губных звуков: п, п', б, б', м, м', так как не происходит дос­таточное смыкание губ. губно-зубные зву­ки ф, ф', в, в' из-за недостаточного соединения нижней губы с верхними резцами. смычных звуков (п, п', б, б', м, м'), чем щелевых (ф, ф', в, в'). - при формировании ряда других звуков, например о, у, и, с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ.

  • Слайд 16

    Зубы имеют: отклонения по форме, по расположению, по количеству, зубы распола­гаются вне зубного ряда (зубной дуги) растут неправиль­но: с разворотом, наклоном, сужением и т. д. встречается отсутствие одного зуба или более как до, так и после смены молочных зубов. При неполноценнос­ти зубных рядов страдают прежде всего звуки, образуемые с участием передних зубов: язычно-зубные звуки: с, с', з, з', ц, т, т', д, д'. Такое на­рушение часто сочетается с аналогичным дефектом в произ­ношении звуков ш, ж, ч, щ.

  • Слайд 17

    Челюсти. Неправильный прикус: глу­бокий прикус, т. е. глубокое перекрытие верхними резцами нижних таким образом, что нижние почти не видны. открытый передний прикус (не сходятся резцы при смыкании боковых зубов), открытыйбоковой при­кус с одной или двух сторон (когда резцы соединяются, а боковые зубы не смыкаются), перекрестный прикус (например, при боковом смещении соотношения боковых зубов или при сужении одной из челюстей), прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выдвижение нижней челюсти)

  • Слайд 18

    При неправильных прикусах страдает функция жева­тельной системы. Может нарушаться и функция дыхания (развивается привычка дышать ртом). Все это определен­ным образом сказывается и на конфигурации лица, что может усугублять психическую травматизацию детей и осо­бенно подростков. Для логопедов важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережевывании пищи и дыхании у ребенка могут усугублять аномалии стро­ения артикуляционного аппарата. Так, в результате пре­обладания дыхания через рот может больше выдвигаться вперед в процессе роста нижняя челюсть, увеличивается масса языка.

  • Слайд 19

    Указанные отклонения в строении челюстей могут приво­дить к дефектам произношения — различным сигматизмам, ротацизмам, йотацизмам.

  • Слайд 20

    Н ёб о: 1.Приобретенные дефекты нёба могут быть травма­тического происхождения или возникают в результате спе­цифических заболеваний. 2. Врожденные дефекты нёба: несращениесрединного шва малый размер нёбных костей расщелину мягкого нёба и язычка субмукознующель укорочение мягкого нёба.

  • Слайд 21

    Из аномалий развития нёба чаще встречается его незаращение(12—30% всех аномалий приходится на расщелины нёба и губы), а из незаращений отдельных элементов челюстно-лицевой системы незаращения нёба составляют 80% (М.Д. Дубов). У детей с врожденной расщелиной нёба иногда наблюда­ется сужение верхней челюсти, деформации верхнего ряда зубов, носа, увеличение языка. Это приводит к изменениям конфигурации лица, характерным для таких детей.

  • Слайд 22

    Дифференцированные движения языка играют ведущую роль в формировании конкретных звуков речи. Ано­малий развития: увеличенные размеры языка «слоновость языка» (у детей, страдающих болезнью Дауна, при выражен­ных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты),в результате воспалительного процесса. Наряду с нару­шением питания резко страдает и речевая функция. укорочение подъязычной связки.

  • Слайд 23

    Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определенной последо­вательности. В комплекс включаются - массаж артикуляторная гимнастика постановка звуков. Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке