Содержание
-
Студентка факультета дефектологии и социальной работы, направление –логопедия Лавхаева Э.Э. Механическая дислалия
-
Механическая дислалия Среди нарушений экспрессивной стороны речи встречаются фонетические расстройства, обусловленные анатомическими особенностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, челюстей, нёба, языка, носоглотки, носовых ходов и т. д.). Такие нарушения речи принято называть механическими, или органическими, дислалиями.
-
Нарушения речи, обусловленные анатомическими изменениями в строении губ, языка, нёба, зубов, известны с античных времен (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален и др.). В оценке указанных речевых нарушений и в приемах их устранения было много различных, иногда противоречивых, попыток. Так, предлагалось лекарственное и хирургическое лечение, гимнастика элементов артикуляционного аппарата и тренировка в произношении всевозможных звуковых сочетаний.
-
В XIX в. в работах врачей встречается уже довольно четкое описание косноязычия, связанного с неправильным строением артикуляционных органов. В. Олтушевский дает классификацию речевых нарушений. В группе косноязычия он выделяет расстройства произношения, обусловленные грубыми врожденными или приобретенными изменениями строения языка, челюстей, зубов и т. д., и называет их механическими дислалиями. Дефекты речи, возникшие за счет анатомических изменений нёба, носовых ходов и носо-горловой области, т. е. ринолалию, В. Олтушевский рассматривает как одну из разновидностей механической дислалии.
-
Обширные наблюдения по механическим дислалиям были проведены в годы Великой Отечественной войны. Обобщенный материал довольно полно изложен в работе М.Е. Хватцева.
-
Интерес к механическим дислалиям в послевоенные годы повысился. Это объясняется тем, что было немало граждан, получивших челюстно-лицевые ранения и травмы. Так, по данным двух специальных госпиталей, число военнослужащих с нарушениями речи составляло 44— 47% всех раненых. Влитературе стали шире отражаться логопедические методы лечения в комплексе с хирургическими, ортодонтическимии др. Наряду с анатомическими деформациями, возникшими вследствие различных травм и ранений, внимание специалистов продолжают привлекать аномалии развития челюстно-лицевой системы ребенка и сопутствующие им функциональные расстройства, в том числе речевые.
-
Среди аномалий развития лицевого скелета первостепенное значение имеют врожденные незаращениянёба («волчья пасть»). Это объясняется довольно высокой частотой их распространения, а также тем, что функциональные изменения, вызванные расщелинами, сложны и сопровождаются значительной психической травмой.
-
При механической дислалии, как правило, страдает произношение звуков. При органической дислалииможет встретиться неполноценность и других языковых компонентов: словаря, грамматического строя, как и других элементов фонетической стороны речи (например, тембра голоса, выразительности, ритма). Однако отклонения в словаре и в грамматическом строе не являются доминирующими и выступают как сопутствующие основному расстройству звукопроизношения. При механической дислалии могут встречаться не только нарушения воспроизведения, выговаривания звуков, но и неправильное слуховое восприятие их. Так, например, ребенок может плохо дифференцировать звуки с—ш, з—ж, ц—ч,р—л и др.
-
Правильное строение языка, зубов, челюстей, носоглотки имеет большое значение в жизни ребенка, обеспечивает его полноценное питание, дыхание и правильное формирование речи. Нельзя не учитывать и косметический фактор. Недостаточное пережевывание пищи нарушает питание и влечет за собой ослабление детского организма, что ведет ко многим более сложным и тяжелым заболеваниям, и возникновению речевых дефектов. Аналогичная картина возникает при неправильном дыхании ребенка.
-
Патологические особенности строения артикуляционного аппарата могут быть различными. Их подразделяют на две большие группы: 1.Аномалии развития, т. е. всевозможные анатомические отклонения в строении ротовой и носовой полостей, возникшие в процессе естественного роста ребенка за счет влияния наследственных факторов и различных вредностей, действующих в период внутриутробного развития (особенно на 2—12-й неделе развития плода). Например, - расщелины губы и нёба (полные или частичные), - отсутствие зачатков зубов, прогнатия, прогенияи др.
-
а) Прогнатия б) Прогения
-
2.Всевозможные структурные изменения приобретенного характера, возникшие после травм, ожогов, заболеваний, т. е. в процессе жизни ребенка. Например, - ранения губы и альвеолярного отростка при ушибе верхней челюсти, изменения в носоглотке за счет заполнения ее разросшейся аденоидной тканью, опухоли языка, губ или других элементов артикуляционного аппарата.
-
Отклонения в строении и расположении зубов, челюстей, нёба могут возникать под действием неблагоприятных условий как внешней, так и внутренней среды. Влияние этих факторов может сказываться как на всем детском организме, так и избирательно только на системе артикуляционного аппарата.
-
Губы. Одной из аномалий развития губ может быть несращение верхней губы и лишь в редких случаях — нижней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщелинами нижней челюсти и языка (Ф. Кениг, 1886). В период Великой Отечественной войны в результате травматических повреждений и ранений губ встречались случаи сращения ротовой полости. Кроме того, губы могут быть крупными, пухлыми, деформированными рубцами.
-
При неправильном строении губ возникает малая подвижность их. В результате больше всего страдает произношение губных звуков: п, п', б, б', м, м', так как не происходит достаточное смыкание губ. губно-зубные звуки ф, ф', в, в' из-за недостаточного соединения нижней губы с верхними резцами. смычных звуков (п, п', б, б', м, м'), чем щелевых (ф, ф', в, в'). - при формировании ряда других звуков, например о, у, и, с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ.
-
Зубы имеют: отклонения по форме, по расположению, по количеству, зубы располагаются вне зубного ряда (зубной дуги) растут неправильно: с разворотом, наклоном, сужением и т. д. встречается отсутствие одного зуба или более как до, так и после смены молочных зубов. При неполноценности зубных рядов страдают прежде всего звуки, образуемые с участием передних зубов: язычно-зубные звуки: с, с', з, з', ц, т, т', д, д'. Такое нарушение часто сочетается с аналогичным дефектом в произношении звуков ш, ж, ч, щ.
-
Челюсти. Неправильный прикус: глубокий прикус, т. е. глубокое перекрытие верхними резцами нижних таким образом, что нижние почти не видны. открытый передний прикус (не сходятся резцы при смыкании боковых зубов), открытыйбоковой прикус с одной или двух сторон (когда резцы соединяются, а боковые зубы не смыкаются), перекрестный прикус (например, при боковом смещении соотношения боковых зубов или при сужении одной из челюстей), прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выдвижение нижней челюсти)
-
При неправильных прикусах страдает функция жевательной системы. Может нарушаться и функция дыхания (развивается привычка дышать ртом). Все это определенным образом сказывается и на конфигурации лица, что может усугублять психическую травматизацию детей и особенно подростков. Для логопедов важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережевывании пищи и дыхании у ребенка могут усугублять аномалии строения артикуляционного аппарата. Так, в результате преобладания дыхания через рот может больше выдвигаться вперед в процессе роста нижняя челюсть, увеличивается масса языка.
-
Указанные отклонения в строении челюстей могут приводить к дефектам произношения — различным сигматизмам, ротацизмам, йотацизмам.
-
Н ёб о: 1.Приобретенные дефекты нёба могут быть травматического происхождения или возникают в результате специфических заболеваний. 2. Врожденные дефекты нёба: несращениесрединного шва малый размер нёбных костей расщелину мягкого нёба и язычка субмукознующель укорочение мягкого нёба.
-
Из аномалий развития нёба чаще встречается его незаращение(12—30% всех аномалий приходится на расщелины нёба и губы), а из незаращений отдельных элементов челюстно-лицевой системы незаращения нёба составляют 80% (М.Д. Дубов). У детей с врожденной расщелиной нёба иногда наблюдается сужение верхней челюсти, деформации верхнего ряда зубов, носа, увеличение языка. Это приводит к изменениям конфигурации лица, характерным для таких детей.
-
Дифференцированные движения языка играют ведущую роль в формировании конкретных звуков речи. Аномалий развития: увеличенные размеры языка «слоновость языка» (у детей, страдающих болезнью Дауна, при выраженных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты),в результате воспалительного процесса. Наряду с нарушением питания резко страдает и речевая функция. укорочение подъязычной связки.
-
Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определенной последовательности. В комплекс включаются - массаж артикуляторная гимнастика постановка звуков. Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.