Презентация на тему "Нарушения голоса"

Презентация: Нарушения голоса
Включить эффекты
1 из 72
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Нарушения голоса", состоящую из 72 слайдов. Размер файла 19.2 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    72
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нарушения голоса
    Слайд 1

    Нарушения голоса

    Канд. пед. наук, О.В. Елецкая

  • Слайд 2

    К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.

  • Слайд 3

    При патологоанатомических изменениях в надставной трубе

    наблюдается ринолалия и ринофония. Дифференциальная диагностика ринолалии и ринофонии не представляет значительной трудности.

  • Слайд 4

    Ринолалия

    Ринолалия—это патологическое изменение тембра голоca и искаженное произношение звуков речи, а ринофония — изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации.

  • Слайд 5

    Ринофония

    В отличие от ринолалии в понятие ринофонии не входит нарушение артикуляции и произношения. Научно-методическая литература по ринофонии представлена несколько однозначно, она посвящена главным образом ринолалии (открытой и закрытой).

  • Слайд 6

    Термин «ринофония» предложен чешским исследователем проф. М. Зееманом. «Гнусавость считалась раньше расстройством произношения (ринолалия). На самом же деле это не нарушение артикуляции, а нарушение звука, оттенка голоса, и поэтому лучше называть ее ринофонией.

  • Слайд 7

    Но подобное утверждение не совсем точно, поскольку и ринолалия, ринофония имеют место в речевой патологии и проявляются своеобразным нарушением тембра голоса и фонетической стороны речи.

  • Слайд 8

    Многие логотерапевты при исследовании больных с открытой ринолалией после операции уранопластики выявили у них значительное нарушение голосовой функции. Голос глухой, немодулированный, с резко гнусавым оттенком. В результате утечки воздуха при речи через нос ринолалики дают задержку его в местах нормальной артикуляции (губное замыкание при д, к, г), а на голосовых связках, что придает речи гортанный характер».

  • Слайд 9

    Ринолалики, стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате чего голос приобретает однотонный, слабый, приглушенный оттенок. Нарушения голоса при расщеплении нёба М. Зееман называет dysphoniapalatina или palatophonia, в отличие от артикуляционных расстройств, т. е. palatolalia.

  • Слайд 10

    Автор указывает на две причины палатофонии: ларингеальная гиперфункция и неправильный голосовой резонанс. «Голос возникает при сильном экспираторном давлении на голосовую щель и усиленном напряжении голосовых связок. При этом гортань сильно поднимается и сокращается надставная трубка... Голос образуется примитивно и сдавленно...».

  • Слайд 11

    Изменение тембра гласных М. Зееман связывает с рядом анатомических и резонаторных причин, а также с неправильным движением языка и гортани. Причем чем старше ребенок, тем палатофония заметнее и неприятнее.

  • Слайд 12

    Польский логотерапевт А. Митринович-Моджеевска отмечает, что ринофония может сопровождаться ринолалией в следующих случаях: 1) если приобретенные факторы (например, дегенеративные изменения чувствительных и трофических нервных волокон глотки, нарушения функции мышечной системы дыхательных, фонационных, и артикуляционных мышц) начинают оказывать свое влияние в первые годы жизни ребенка, когда артикуляционные механизмы еще полностью не сформированы, 2) если присоединяется нарушение слуха, 3) если присоединяются нарушения артикуляции центрального происхождения.

  • Слайд 13

    Аномалии носа. 1) раздвоенный нос. 2) Трубчатый нос. Метод рентгенокинематографии подтвердил предположение А. Митринович-Моджеевска, что при ринолалии функция голосовых складок характеризуется асимметричностью и асинхронностью. Также наблюдаются функциональные расстройства дыхательных мышц и особенно диафрагмы — их вялость, нескоординированность с фонацией и артикуляцией.

  • Слайд 14

    Звучание гласных изменяется сравнительно мало, больше всего искажаются щелевые и смычно-щелевые согласные. Высота и интенсивность частот, составляющих спектр данного звука, меняется при ринолалии: звук понижается, интенсивность его уменьшается. Даже после удачной операции и фониатрического лечения голос этих больных отличается «вокальной неполноценностью..., они не способны производить голосовые усилия».

  • Слайд 15

    Логопед Т.Н. Воронцова отмечает нарушение высоты, силы и тембра голоса при ринолалии. Голос глухой, с резко гнусавым оттенком, монотонный, немодулированный, слабый. При определении степени гнусавости автор пользуется следующими терминами: резко назализованная речь и речь с легкой назализацией.

  • Слайд 16

    Исследуя голосовую функцию у этих больных с помощью метода спектрального анализа, Т. Н. Воронцова выявила резкое понижение огибающей спектра в пределах 2000— 3000 гц. Все формантные области, кроме основного тона, выражены нечетко.

  • Слайд 17

    Расстройство голоса в значительной степени определяет функциональное нарушение дыхательной функции при ринолалии. Для этих больных характерен короткий поверхностный вдох, небольшой объем вдыхаемого воздуха и большая потеря выдыхаемого воздуха через носовые ходы.

  • Слайд 18

    Патологическое изменение тембра голоса при ринофонии обусловлено нарушением функции мягкого нёба (velumpalatinum) и его взаимоотношения с глоткой и гортанью. Мягкое нёбо участвует в образовании замыкающего глоточного кольца (или нёбно-глоточного затвора) —перемещается назад и вверх до контакта с валиком Passavant, мышцы же боковых стенок глотки с обеих сторон замыкают глоточное кольцо.

  • Слайд 19

    Uvula поднимается вверх и создает полную изоляцию носоглотки от ротоглотки. При недостаточном функционировании мышц, участвующих в образовании глоточного кольца, большая часть воздуха проникает в носовую полость, так как расстояние между задней стенкой глотки и мягким нёбом превышает 5—6.

  • Слайд 20

    Причины открытой ринофонии органические (врожденные и приобретенные) и функциональные. Органическая врожденная открытая ринофония возникает пои врожденном укорочении мягкого нёба, что является признаков порока развития. Соотношение между длиной твердого и мягкого неба при этом составляет 3:1 или даже 4:1 (вместо 2:1 в норме).

  • Слайд 21

    Органическая врожденная открытая ринофония может быть следствием открытой ринолалии, наступившей в результате расщепления твердого и мягкого нёба. В данном случае открытая ринофония проявляется лишь нарушением тембра голоса без фонетических дефектов.

  • Слайд 22

    Таким образом, привлечение сознательно-произвольного уровня регуляции речевой деятельности улучшает интонационные возможности ребенка. Но речь является высокоавтоматизирован-ной моторной функцией, поэтому важно перевести произвольный контроль в бессознательно-непроизвольный (что и удалось в процессе длительных логопедических занятий).

  • Слайд 23

    Гумма твердого неба у больной третичным сифилисом Приобретенная органическая открытая ринофония возникает при приобретенных парезах и параличах мягкого нёба, миастении, перфорациях, свищах твердого или мягкого нёба, вызванных ранением, туберкулезом, сифилисом. Открытая ринофония может быть неприятным последствием тонзиллэктомии, когда послеоперационные рубцы стягивают мягкое нёбо и ограничивают его подвижность.

  • Слайд 24

    Фотографии глоток пациентов с сохраняющейся тяжелой формой синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС), у которых ранее выполнялись селективные оперативные вмешательства на мягком небе К сожалению, подобный нежелательный послеоперационный эффект встречается довольно часто. Подчас в результате неудачно сделанной операции появляется открытая ринофония, связанная с рубцовыми изменениями мягкого нёба.

  • Слайд 25

    Иногда функция мягкого нёба восстанавливается самопроизвольно, но ринофония сохраняется вследствие сложившегося патологического рефлекса голосообразования (переходит в функциональную привычную форму). В этом случае также необходимы логопедические занятия по устранению назализации.

  • Слайд 26

    Аденокарцинома твёрдого и мягкого неба. Хирургический дефект закрыт обтуратором, который также служит как частичный зубной ряд. Чаще всего причиной открытой ринофонии являются периферические и центральные парезы и параличи мягкого нёба. Периферические параличи и парезы возникают после дифтерии, гриппа, при повреждении двигательных веточек язычно-глоточного и блуждающего нервов, при ранении или давлении опухоли. При этом наблюдается также хрипота и афония вследствие нарушения функции внутренних мышц гортани.

  • Слайд 27

    Аденокарцинома твёрдого и мягкого неба. Хирургический дефект, закрыт временным обтуратором. Центральный паралич или парез мягкого нёба встречается относительно редко. Следует отличать его от периферического паралича: при периферическом параличе мягкое нёбо неподвижно, нарушена не только фонация, но и глотание, жидкость проходит в нос.

  • Слайд 28

    При центральном—подвижность мягкого нёба ограничена при фонации, но рефлекторные его движения при глотании сохраняются. При псевдобульбарном параличе может быть как периферический, так и центральный (при стертых формах) паралич мягкого нёба (врожденный и приобретенный).

  • Слайд 29

    Своеобразно проявляется ринофония при заболеваниях экстрапирамидной системы. Ринофония при этом не носит постоянного характера—более сильная она к концу фонации или к концу фразы, иногда переходит в закрытую, которая снова переходит в открытую. Экстрапирамидная ринофония не связана с нарушением иннервации мягкого нёба.

  • Слайд 30

    Это объясняется отодвиганием поднятого и напряженного мягкого нёба от задней стенки глотки. При фонации работают не только мускулы, поднимающие нёбо, но и их антагонисты. В зависимости от напряжения мускула, поднимающего или опускающего нёбо, возникает гиперринофония или гипоринофония (экстрапирамидный фонаторный синдром).

  • Слайд 31

    Функциональная открытая ринофония возникает от ряда причин. Иногда она появляется у ослабленных, астеничных детей с вялой артикуляцией, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки. Функциональная открытая ринофония может быть следствием истерических реакций, появляющихся я результате психической травмы, испуга, страха.

  • Слайд 32

    Возникающие при этом истерические парезы мышц, а соответственно и ринофония, носят преходящий характер. Привычная функциональная открытая ринофония наблюдается после прошедшего постдифтеринного паралича нёба, удаления аденоидов, хоанальных полипов, опухолей носоглотки, перитонзиллярного абсцесса и т. д.

  • Слайд 33

    Такое нарушение возникает в результате забывания представления о движении, утраты кинестетической опоры движения (в данном случае мягкого нёба) или вследствие создания новых физиологических условий для образования звуков речи. Так, после экстирпации опухолей носоглотки вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков.

  • Слайд 34

    Функциональная нестойкая открытая ринофония наблюдается при снижении слуха. Ее появление связано с неточной артикуляцией, в том числе неточен и нёбно-глоточный затвор.

  • Слайд 35

    Голос при открытой ринофонии нарушается в различной степени, в зависимости от причин, ее вызвавших, а главное — от полноценности функции мягкого нёба, его подвижности и длины. Специфические акустические признаки назализованного звука голоса объясняются усилением основного тона и низких тонов.

  • Слайд 36

    «Тембр речи, когда из нее исключены низкие частоты, становится режущим с металлическими оттенками. При исключении же высоких частот тембр приобретает глухой, «темный» характер». Многие исследователи также отмечают понижение спектра звука в области 750—800 гц (группа обертонов, придающих голосу звонкость и силу).

  • Слайд 37

    Чем сильнее в голосе выражены все формантные области, особенно на высоких частотах, а также уровень высокой певческой форманты, тем больше в голосе звонкости, «полетности», силы звучания в ущерб назализации. Последняя проявляется своеобразным звучанием голоса - он глухой, монотонный, маломодулированный, тусклый, подчас зажатый, гортанный, сдавленный.

  • Слайд 38

    Поэтому страдает мелодико-интонационная сторона речи, ее эмоциональная окраска. Ребенок не умеет пользоваться всем богатейшим арсеналом голосовых средств (интонированием, высотными, силовыми модуляциями голоса).

  • Слайд 39

    Закрытая ринофония образуется при пониженном носовом резонансе при произнесении звуков речи.

  • Слайд 40

    Причины органической закрытой ринофонии — различные болезненные процессы в носоглотке — аденоиды, полипы, фибромы, искривления носовой перегородки, быстрый воспалительный отек слизистой носа во время насморка, атрезия хоан и др.

  • Слайд 41

    Функциональная закрытая ринофония встречается у детей довольно часто. Порой она трудна диагностически, так как объективно не наблюдается изменений в носовой полости. Механизм закрытой ринофонии можно объяснить следующим образом: мягкое небо при фонации ненормально сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке.

  • Слайд 42

    Эндоскопическая картина полости носа. Визуализируется новообразование полости носа. Гортань при этом опускает, а примыкающие полости удлиняются. Подобные явления наблюдаются после удаления опухолей носоглотки, когда органическая закрытая ринофония переходит в функциональную привычную ринофонию.

  • Слайд 43

    Новообразование локализуется в полости носа и есть подозрение на прорастание в левую верхнечелюстную пазуху. Звучание носовых согласных м, н. при закрытой ринофонии может быть неизмененным, но меняется тембр голоса за счет неточного звучания гласных звуков — они приобретают деназализованный, приглушенный, «мертвый», тусклый, монотонный, неестественный оттенок за счет заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях.

  • Слайд 44

    Следовательно, как при открытой, так и при закрытой ринофонии наблюдается нарушение тембра голоса - он приобретает оттенок гипер- или гипоназализации, что объясняется изменением анатомо-физиологических условий фонации.

  • Слайд 45

    Укороченное, малоподвижное мягкое нёбо нарушает взаимосвязь носовой положи с ротоглоточным резонатором; уменьшается объем, изменяется модуляции последнего, что искажает тембр голоса, звучание гласных и согласных звуков. Гортань при этом занимает высокое положение, голосовые складки излишне напряжены, что придает голосу гортанный, сдавленный оттенок.

  • Слайд 46

    Вялость дыхательных мышц, особенно диафрагмы, дискоординация в деятельности фонационного дыхания, гортани ротоглоточного резонатора приводят к ослаблению эмиссии голоса.

  • Слайд 47

    Таким образом, с анатомо-физиологической точки зрения возникновение ринофонии объясняется рядом причин, которые нарушают взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодействие артикуляционных, гортанных и дыхательных механизмов, а также нормальное соотношение носовой и ротоглоточной полостей, что лежит в основе нормальной деназализованной фонации.

  • Слайд 48

    Назализованная речь снижает коммуникативные возможности ребенка, создает для него речевые и психологические трудности общения в детском коллективе и школе. Поэтому ранняя коррекционная логопедическая работа создает все условия для полноценного речевого общения и обучения ребенка.

  • Слайд 49

    К периферическим органическим нарушениям условно относят расстройства голоса, возникшие на почве нарушенного слуха.

  • Слайд 50

    При врожденной или рано приобретенной глухоте высота, сила и тембр голоса изменяются вследствие отсутствия акустического контроля.

  • Слайд 51

    Уже в младенческом возрасте голос глухого лишен естественного тембра и модуляций. Гуление не имеет правильного ритма, инстинкт лепетания понижен. По мере роста и развития ребенка нарушение голоса проявляется в большей степени. Объем голоса остается на уровне диапазона голоса грудного ребенка, т. е. состоит из 3-4 тонов.

  • Слайд 52

    Голос обычно глухой, очень тихий, слабый, едва слышный, но может быть крикливым, «лающим», грубым, хриплым, назализованным, фальцетным или низким, сдавленным.

  • Слайд 53

    Характер голоса при нарушении слуха зависит от состояния слуха и времени его потери.

  • Слайд 54

    Дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие его, обладают голосом более звучным, естественным, модулированным. Дети, оглохшие на первом-втором году жизни, или врожденно глухие страдают различными недостатками голоса и нарушением ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

  • Слайд 55

    Их речь невыразительна, монотонна, лишена естественных модуляций. Они не умеют повышать и понижать голос, изменять его силу и длительность звучания, правильно пользоваться носовым и ротовым резонатором, грудным, головным и смешанным (микстовым) регистром. Для этих детей недоступны основные интонемы — вопрос, утверждение, восклицание, а также различные интонации —эмоциональные, волевые, логические.

  • Слайд 56

    Нарушение голоса при снижении слуха объясняется неточным и недостаточным функционированием артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата ребенка без анатомических изменений в его строении. При обследовании гортани обнаруживается несмыкание голосовых складок или их судорожное сжатие, носящее функциональный характер.

  • Слайд 57

    Часть выдыхаемого воздуха у глухого проходит между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, придающий голосу хриплый оттенок. При значительном напряжении голосовых складок может возникнуть спастическая дисфония и узелки на голосовых складках.

  • Слайд 58

    При уменьшении выдыхаемого давления воздуха и изменении силы смыкания голосовых складок наблюдается детонация голоса — он понижается или чаще повышается, т. е. преобладает фальцетное звучание. Во время фонации часть воздуха попадает в носовую полость, в результате чего появляется носовой оттенок голоса.

  • Слайд 59

    Внеречевое дыхание у глухих детей почти не отличаегся от нормального, но речевое дыхание резко нарушено. Обычно глухие свободно выдыхают воздух из легких тотчас же после вдоха, как это бывает при обычном покойном дыхании, поэтому выдох отличается слабостью и непродолжительностью.

  • Слайд 60

    При напряженной артикуляции между вдохом и выдохом возникают частые перерывы, поэтому амплитуда и ритм дыхательных движений становятся неравномерными, не возникает согласованности в работе грудных и брюшных мышц.

  • Слайд 61

    Глухому ребенку трудно овладеть длительным и экономным выдохом не только потому, что он плохо управляет работой дыхательных мышц, но и потому, что при фонации голосовые складки смыкаются или неплотно, или, наоборот, слишком напряженно.

  • Слайд 62

    Таким образом, нарушение голоса у глухого ребенка укладывается в картину дисфонии и обусловлено несовершенной работой его голосового, дыхательного и артикуляторного аппарата, неточной координацией всех органов, участвующих в процессе голосообразования.

  • Слайд 63

    Раки и папилломатоз гортани. а - зкзофитная форма рака вестибулярной складки; К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения, связанные с патологоанатомическими изменениями в строении и функции гортани. Причины болезненных процессов в гортани весьма многообразны — это ларингиты, ожоги, травмы, опухоли гортани, парезы и параличи голосовых складок.

  • Слайд 64

    б— эндрфитная форма рака вестибулярной складки и надгортанника; В детском возрасте наиболее часто встречаются доброкачественные новообразования гортани — папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных и ложных голосовых складках.

  • Слайд 65

    в — экзофитно-язвенная форма рака вестибулярного отдела гортани; Возникают обычно в раннем детском возрасте (от 1 года до 5 лет), часто рецидивируют. Начальный симптом заболевания-—прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии. Затруднение дыхания нарастает по мере роста или увеличения количества папиллом. В процессе хирургического лечения заболевания может возникнуть рубцовый стеноз гортани.

  • Слайд 66

    г — папилломатомы гортани Стеноз гортани — значительное уменьшение или полное закрытие просвета гортани. Хронические рубцовые стенозы гортани у детей обычно развиваются после острых заболеваний: дифтерии, кори, подсвязочных ларингитов, гриппозных ларинготрахеитов, ожогов, после удаления инородных тел, опухолевых образований, папиллом, фибром, кист. Кроме затрудненного дыхания, обращает на себя внимание нарушение голоса—от дисфонии до полной афонии.

  • Слайд 67

    Ларингоскопическая картина рака гортани. Лечение при рубцовом стенозе и папилломатозе гортани, как правило, хирургическое, длительное. Суть его заключается в иссечении рубцово измененной ткани, образовании стойкой ларинготрахеотомы с введением в нее Т-образной резиновой трубки на 3—4 месяца, последующей деканюляции и, наконец, пластическом закрытии стомы.

  • Слайд 68

    При папилломатозе гортани лечение заключается в хирургическом удалении папиллом. Каждый из этапов лечения часто сопровождается появлением рецидивов, т. е. образованием рубцов и ростом папиллом, что требует повторного хирургического вмешательства.

  • Слайд 69

    Многочисленные операции в процессе лечения заболевания гортани приводят к глубоким анатомическим изменениям в ее строении, ограничению подвижности голосовых складок, их неполному смыканию или полному несмыканию, подчас даже их отсутствию, гиперфункции ложных голосовых складок Следствием деформации гортани является нарушение голоса— афония или дисфония.

  • Слайд 70

    Таким образом, в настоящее время наиболее целесообразным является клинико- педагогический подход к нарушениям голоса, который заключается в медицинском, логопедическом и психологическом анализе расстройств голоса.

  • Слайд 71

    Подробное изучение дефектов голоса дает возможность глубоко вскрыть природу и сущность нарушения и наметить пути коррекционной работы. Деление расстройств голоса на огранические и функциональные, хотя и является условным, имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и дальнейших логопедических занятий.

  • Слайд 72

    Наиболее сложную группу при восстановлении голоса составляют органические нарушения голоса, связанные с органическими заболеваниями гортани.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке