Содержание
-
Метод замещающего онтогенеза коррекционной работы с детьми ОВЗ
МАДОУ комбинированного вида Д/С №8 Динской район Учитель –логопед: Шитова С. В 2015 год
-
Статистика современной детской популяции
В настоящее наблюдается резкий рост числа детей с отклонениями в психическом развитии, особенно это видно в образовательном пространстве в целом: яслях, детских садах, школах. Статистика показывает: около 60-70% детской популяции рождается с различными родовыми травмами (чаще всего микротравмами шейного отдела); происходит накопление препатологических и патологических стигматов (знаков). Причем это место имеет даже в случаях, когда ребенок «здоров» по объективным клиническим показателям; дизонтогенезречевых процессов с самого раннего возраста проявляется в разнообразных вариантах отклоняющегося развития; отягощение соматического развития, постепенно перестает рассматриваться специалистами как сколь-нибудь значимое отклонение от нормы. Представления о норме «реакции», «нижней границе нормы» становится все более либеральной, условной;
-
В виду этого: длительное лечение/ коррекция не приводят к принципиальному улучшению; открытие новых синдромов отклоняющегося развития ( первыми из которых заявляют о себе специфические логопатии); возникновение и накопление определенных феноменов. Скачек индексатов агрессивности и токсикоманий, гиперактивность и дефицит внимания, неготовность к обучению, увеличение числа детей с признаками правосторонней эпиготовности, повальное снижение иммунных механизмов адаптации и дессинхронноз функционирования различных систем организма; Общепопуляционная дизонтогенетическая картина становится все более поли-морфной и не всегда поддается традиционным методам коррекции. Как правило, за тем или иным или иным фасадом обнаруживается обилие привходящих симптомов, каждый из которых претендует считаться первичным.
-
Причины популяционного детского неблагополучия
1. Изменение внешних условий и факторов жизни: частые ядерные испытания, экологические и технические катастрофы,применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консер-вантов, лекарственных препаратов; революционный скачек в области средств связи, кардинально изменивший электромагнитное поле Земли. 2. Развитие нынешнего ребенка протекает иначе, чем 20-25 лет назад. Соматическая и мозговая организации поведения человека, рожденного и вскормленный естественным путем, играющего в подвижные игры, принци-пиально отличается от человека, рожденного с помощью кесарева сечения или стимуляторов, искусственно вскормленного , завернутого в памперсы, растущего в окружении «псевдособеседников и «псевдоинформации» в лице компьютерной субкультуры. Всё это приводит в онтогенезе речи (и психическом развитии) не к неспособности ребенка говорить (хотя и этот элемент также присутствует), а к не-способности к усвоению и, следовательно, использованию родного языка, как главного инструмента сознания, присвоения культурного опыта (связи времен) и общения.
-
Отклоняющееся развитие
Термин «отклоняющегося развития» введен нейропсихогом, профессором МГППУ А.В.Семеновичболее 20 лет назад. Данный термин описывает пограничную между нормой и патологией часть детской популяции. Это субпопуляция– «нейтральная полоса», из которой каждый потенциально способен выйти в нормальную зону.
-
Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии
когнитивный метод : чаще всего ориентированный на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования тех или иных психических функций. Например, речи, речеслуховой памяти и т.д. метод двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, ,массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные техники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души «психики» и «тела»: первый ориентирован «на голову», а «второй «на тело».
-
Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводится к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, т.к. в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разноплановых дефектов. В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Адекватна в этом смысле разработанная технология «Комплексного нейропсихологического сопровождения ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза.
-
Метод замещающего онтогенеза
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Циганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семе-нович, 1997; Семкнович, Вообьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2008). Предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО)- базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вари-антами развития через упражнения.
-
Идеология метода замещающего онтогенеза
Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блока мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Актуальность метода замещающего онтогенеза: Активизация развития высших психических функций через сенсомоторное воздействие с учетом общих закономерностей онтогенеза.
-
Системный подход к коррекции метода замещающего онтогенеза
Суть данного подхода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза, вызывает активизацию всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного воздействия отдать предпочтение двигательным методам. Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
-
Принципиальное отличие традиционных методов коррекционной работы от метода замещающего онтогенеза
Традиционные методы: отсутствии иерархии Метод замещающего онтогенеза: соблюдении иерархии Обычная суммация Когнитивные методы Методы двигательной коррекции Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза Включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов
-
Сопровождение детей по методу замещающего онтогенеза
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения. Основные блоки упражнений: – дыхательные упражнения – глазодвигательные упражнения; - упражнения двигательного репертуара; - растяжки; - релаксация Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
-
Дыхательные упражнения
Индивидуальные Групповые
-
Глазодвигательные упражнения
-
Упражнения двигательного репертуара
-
Растяжки
-
Упражнения двигательного репертуарана развитие межполушарных связей
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.