Презентация на тему "Методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой."

Презентация: Методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой." в режиме онлайн с анимацией. Содержит 15 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой.
    Слайд 1

    Методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой

    Консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №159 Соловьёва Ольга Анатольевна

  • Слайд 2

    Содержание

    1. Актуальность темы 2. Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой 3. Основные методы 4. Методика проведения занятий 5. Условия и последовательность 6. Приемы, используемые на занятиях 7. Методика использования иллюстраций 8. Обобщение 9. Заучивание стихотворений 10. Структура занятия по заучиванию стихотворений 11. Советы для родителей

  • Слайд 3

    1.Актуальность темы

    Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно– этических норм.

  • Слайд 4

     2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой

    Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость. Формировать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов ,сказок, стихов, развивать поэтический слух и любовь к родному языку. Способствовать формированию духовно-нравственных представлений, социализации и развитию речи как средства коммуникации .

  • Слайд 5

    3.Основные методы ознакомления с художественной литературой

    1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Этодословная передача текста. 2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование) 3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

  • Слайд 6

    Методика проведения занятия

    В структуре типичного занятия можно выделить три части: В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

  • Слайд 7

    Условия и последовательность проведения занятия

    Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.

  • Слайд 8

    Приемы, используемые на занятиях

    Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение ,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

  • Слайд 9

    Методика использования иллюстраций

    . Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.

  • Слайд 10

    Обобщение:

    Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

  • Слайд 11

    Заучивание стихотворений

    Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.

  • Слайд 12

    Структура занятия по заучиванию стихотворений

    Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к эмоциональной памяти детей, помогает припомнить образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том ,что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам) ,что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места. при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

  • Слайд 13

    Приемы, используемые при заучивании стихотворения

    У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходятмнемотаблицы .В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д.Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

  • Слайд 14

    Советы для родителей

    При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации. Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня нужно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Традиции семейного чтения пополняют и активизируют словарь, формируют фразовую речь и развивают эмоциональный мир ребенка.  

  • Слайд 15

    Значение художественной литературы в формировании личности ребенка

    Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.  В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке