Содержание
-
Методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой
Консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №159 Соловьёва Ольга Анатольевна
-
Содержание
1. Актуальность темы 2. Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой 3. Основные методы 4. Методика проведения занятий 5. Условия и последовательность 6. Приемы, используемые на занятиях 7. Методика использования иллюстраций 8. Обобщение 9. Заучивание стихотворений 10. Структура занятия по заучиванию стихотворений 11. Советы для родителей
-
1.Актуальность темы
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно– этических норм.
-
2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость. Формировать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов ,сказок, стихов, развивать поэтический слух и любовь к родному языку. Способствовать формированию духовно-нравственных представлений, социализации и развитию речи как средства коммуникации .
-
3.Основные методы ознакомления с художественной литературой
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Этодословная передача текста. 2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование) 3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
-
Методика проведения занятия
В структуре типичного занятия можно выделить три части: В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
-
Условия и последовательность проведения занятия
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
-
Приемы, используемые на занятиях
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение ,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
-
Методика использования иллюстраций
. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.
-
Обобщение:
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
-
Заучивание стихотворений
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.
-
Структура занятия по заучиванию стихотворений
Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к эмоциональной памяти детей, помогает припомнить образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том ,что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам) ,что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места. при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
-
Приемы, используемые при заучивании стихотворения
У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходятмнемотаблицы .В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д.Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
-
Советы для родителей
При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации. Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня нужно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Традиции семейного чтения пополняют и активизируют словарь, формируют фразовую речь и развивают эмоциональный мир ребенка.
-
Значение художественной литературы в формировании личности ребенка
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей. В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.