Содержание
-
Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР
Выступление на МО Школа –интернат №1 Г. Вышний Волочек Подготовила учитель-дефектолог: Куркова Л.А.
-
Интерес к чтению
Воспитание ребенка через интерес к чтению- уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети попадают в школу с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими. Традиционно считалось, что основная задача уроков чтения формирование у ребёнка интереса и любви к книге, но в коррекционной школе этого не достаточно. Поэтому педагог призван выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.
-
Значение художественной литературы для детей с нарушениями интеллекта
Ознакомление детей с нарушением интеллекта с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении таких детей. Работа над восприятием художественных текстов проводится с детьми на протяжении всех лет пребывания в специализированном образовательном учреждении. Для умственно отсталых детей характерны определенные особенности восприятия художественных литературных произведений. В специальных исследованиях обнаружена глубокая неполноценность представлений, возникающих у умственно отсталых школьников в процессе восприятия текстов, трудности актуализации знаний и представлений.
-
Необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов
Умственно отсталые школьники не могут адекватно воспринимать прослушанный текст по многим причинам. Бедность словаря (активного и пассивного), недостаточное понимание речи, неполноценность процессов слухового восприятия и запоминания прослушанного, узкий кругозор, отсутствие эмоционального отношения к занятиям, но прежде всего из-за невозможности организовать свое внимание для удержания информации о количестве действующих лиц, последовательности событий, характере взаимоотношений героев. Все исследователи отмечают, что формирование полноценных представлений в их связи с речью на более ранних этапах развития умственно отсталых детей имело бы большое значение для их дальнейшего развития и обучения. Таким образом признается необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов умственно отсталыми детьми еще в дошкольном возрасте.
-
Задачи работы по ознакомлению умственно отсталых школьников с художественной литературой
1. Воспитать у детей положительное эмоциональное отношение к художественному тексту, художественному слову, книге. 2. Научить умственно отсталых детей слушать и понимать текст, воспитать эмоциональное отношение к литературным персонажам, их поступкам. 3. Познакомить детей с содержанием программных произведений детской художественной литературы и обеспечить их усвоение. 4. Формировать элементарные умения анализировать литературный текст (определять основных героев показом; показывать жестом свое отношение к ним на уровне: нравится -да, не нравится-нет). 5. Развивать память, мышление, речь; формировать положительные личностные качества, элементарные представления о нравственных нормах, пробуждать нравственные чувства.
-
Методика работы по формированию у школьников с нарушением интеллекта умения слушать и понимать простые литературные тексты
1. Сначала педагог воспитывает у детей эмоциональное отношение к речи, к рассказываемому тексту {лучше - на фольклорном материале - коротких потешках). Например «Водичка, водичка умой мое личико» Умственно отсталые дети находятся на низкой стадии умственного и речевого развития. Им понятно небольшое количество слов. Однако нет опасности в том, что им преподносится речевой материал, который не может ими быть до конца логически осмыслен. Важно то, что фольклорный материал ритмичен, эмоционально ярко окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию и характеризуется многочисленными повторами, что немаловажно именно для умственно отсталых детей. Это дает возможность вызвать положительное эмоционально окрашенное отношение детей к тексту, желание и умение слушать его, чувствовать интонацию.
-
2. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 3. Рассказывание педагога . Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. 4. Повторное чтение произведения или отдельных его частей. 5. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений. 6. Беседа о прочитанном: - привлечение внимания слушателей к реальным объектам; -постановка поисковых вопросов; -сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; -подсказывание при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) . - Объяснение незнакомых слов.
-
7. Заучивание наизусть. 8. Показ разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена иллюстраций) 9. Для закрепления усвоенного можно использовать методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений , мнемотаблицы, Подарок маме Сорвала я в поле Цветик голубой, Принесу в подарок Маме дорогой. Я его на платье Маме приколю. Больше всех на свете Маму я люблю. Т. Волгина рисование, лепку, игру , по прочитанной книге .
-
Формы приобщения детей к литературе
1. Чтение и рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). Объединяют новый и уже знакомый материал. 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними) ; б) настольный театр (подобран комплект наборов по русским народным сказкам) ; в) кукольный театр( родителями связаны перчаточные куклы, основные персонажи сказок, для игр детей в условиях группы); г) И. К. Т. (использование коммуникативных технологий: аудио и видеозаписи , слайдовые просмотры иллюстраций).Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, разыгрывают сценки с использованием пальчикового , настольного театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.
-
5. Для работы используем красочные книжки-малышки, дети могут создавать свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются иллюстраторами своих работ
-
6.Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи фланелеграфа
-
7.Заучивание стихов, потешек– одно из средств умственного и эстетического развития детей. Помогают при заучивании мнемотаблицы
-
8.Для запоминания текстов целесообразно использовать карточки-картинки, серии картинок которые очень любят дети. Использование в практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию звуков. Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется и показываются соответствующие картинки.
-
9.В классе должен быть оборудован уголок речевой деятельности, где собрана библиотека, в которой представлены сказки, картинки , раскраски, иллюстрации, книжки-малютки и т.д. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу. А также в уголке должен быть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно - развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы.
-
Список художественной литературы
Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая...», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка...», «Ветерок-ветерок...», «Идет коза рогатая...», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота...», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка...», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку...», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали». Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока - белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др. Потешки, присказки, стихи: «Жили у бабуси...», «Расти, коса...», «Баю-баю...» и др. Народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Соломенный бычок — смоляной бочок». Авторские прибаутки, потешки, стихи, рассказы, сказки: В. Хорол. «Зайчик», «Козочка»; Н. Саксонская. «Где мой пальчик»; В. Жуковский. «Птичка»; В. Берестов. «Большая кукла», «Мишка, мишка, лежебока»; 3. Александрова. «Мой мишка»; Э. Мошковская. «Мчится поезд»; Л. Толстой. «Три медведя», «Слушай меня, мой пес», «Была у Насти кукла»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»?»; С. Маршак. «Усатый-полосатый», «Кто с крылечка сойдет», «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом»; К. Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе»; К. Ушинский. «Два козленка», «Уточки», «Коровка»; С. Михалков. «Песня друзей»; Б. Иовлев. «У крылечка»; С. Капустин. «Хлоп-хлоп», «Маша обедает». Считалки: «Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки, раз, два, три — будешь «водой» ты» и др.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.