Содержание
-
«Измени слово» Наглядное пособие
Автор: Лошакова Надежда Александровна Учитель-логопед , МОУ д/с № 294 г. Волгоград
-
Актуальность
Грамматика русского языка очень сложна. За достаточно короткий срок дети на практическом уровне должны усвоить огромное количество грамматических категорий. Если к началу школьного обучения дошкольник не усвоил грамматические нормы родного языка, это может явиться причиной нарушений чтения и письма. При ОНР грамматический строй формируется медленно и с большим трудом. Несформированность грамматического строя речи ребёнка влечет за собой множество ошибок, которые снижают качество не только письма, но и чтения.
-
Цель: образование новых слов
Задачи: Формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса развитие внимания
-
Введение:
Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке. 1) Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным. 2) Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальнымспособом. 3) Прибавление приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суффиксальным. 4) Бессуффиксныйспособ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс. 5) Сложение — это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов.
-
Наглядное пособие: « Измени слово»
Инструкция: Всего 6 карточек. На каждой по 3 картинки. От исходного слова, ребёнок должен образовать два новых. Назвать предмет, который нарисован в уменьшенном и увеличенном варианте. Перечень карточек: 1) Дом, домик, домище; 2) кот, котик, котище; 3) глаза, глазки, глазищи; 4) хвост, хвостик, хвостище; 5) нос, носик, носище; 6) рука, ручка, ручища. Игровой момент: Ребята! Представим, что мы с вами волшебники. У нас есть волшебная палочка. Одной стороной которой, при прикосновении к предмету, она уменьшает их в размере, а другой стороной увеличивает.
-
Образец:
Исходное слово: ДОМ Образуем новые слова: 1) ДОМИК, 2) ДОМИЩЕ. Вопрос: С помощью какой части слова они образовались? Ответ: Слова образовались с помощью суффикса. (Такой способ называется суффиксальным). Вопрос: Назови суффиксы? Ответ: ум. суф. –ик-; ув. суф.-ищ-.
-
Измени слово по образцу.
Исходное слово: КОТ 1) котик, 2) котище Исходное слово: ГЛАЗА 1) глазки, 2) глазищи
-
Образуй новые слова по образцу.
Исходное слово: НОС 1) носик, 2) носище Исходное слово: ХВОСТ 1) хвостик, 2) хвостище
-
Заключение:
Можно записать в тетрадях названия предметов, которые получились в две колонки. 1. Маленькие предметы для гномика. 2. Большие предметы для великана. Выделить все суффиксы, с помощью которых образовались слова. Исходное слово: РУКА 1) ручка, 2) ручища
-
Литература:
1. Грамматические тетради. Развитие речи «Шаг за шагом». Предшкольная подготовка Е.М. Косинова. ООО «ТЦ Сфера», М. 2008 г. 2. Тетрадь для логопедических занятий «Как образуются слова» Л.М. Козырева. Академия развития. Ярославль 2001 г. 3. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. Издательство «Гном и Д», М. 2007 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.