Презентация на тему "Морфемика - Словообразование"

Презентация: Морфемика - Словообразование
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Морфемика - Словообразование" по русскому языку. Презентация состоит из 28 слайдов. Для учеников 8-11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.36 Мб.

Содержание

  • Презентация: Морфемика - Словообразование
    Слайд 1

    Морфемика

    Словообразование

  • Слайд 2

    Что изучает словообразование. Понятие производной, непроизводной и производящей основы

  • Слайд 3

    Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

  • Слайд 4

    Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

  • Слайд 5

    Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.

  • Слайд 6

    Способы словообразования

  • Слайд 7

    Приставочный способ

    Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

  • Слайд 8

    Примеры

    со + ученик→соученик(существительное) пре + большой→пребольшой(прилагательное) пере + бежать →перебежать(глагол) от + ныне→отныне(наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

  • Слайд 9

    Суффиксальный способ

    Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

  • Слайд 10

    Примеры

    комната + -к- →комнатка комната + -н- →комнатный свет + -л- →светлый светлый + -еньк- →светленький светлый + -е →светлеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

  • Слайд 11

    Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

  • Слайд 12

    Примеры

    не- + избежать + -н- →неизбежный под- +слепой + -оват- →подслеповатый по- + французский + и → по-французски со- + курс + ник → сокурсник в- + читать + ся → вчитаться Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

  • Слайд 13

    Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

  • Слайд 14

    Постфиксальный способ

    Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь). Договоримся называть постфиксальный способ образования называтьсуффиксальным

  • Слайд 15

    Бессуффиксный способ

    Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулеваясуффиксация).

  • Слайд 16

    Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

  • Слайд 17

    заплывать → заплыв рассветать → рассвет зелёный → зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

  • Слайд 18

    Сложение

    Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

  • Слайд 19

    Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходный ← пароход + н (суффиксальный) Белоснежный ← белый снег + н (сложение)

  • Слайд 20

    Переход в другую часть речи

    Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) →больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) →приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) →лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) →весной (наречие).

  • Слайд 21

    Словообразовательный анализ

    позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, при нем анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

  • Слайд 22

    В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный← обед Перерыв ← перерывать Сотрудники ← труд Поели ← ели Отправились ← отправили Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

  • Слайд 23

    Порядок словообразовательного разбора

    Поставить анализируемое слово в начальную форму Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу Указать словообразующую морфему Указать способ словообразования Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

  • Слайд 24

    Итоги урока

    На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования. Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

  • Слайд 25

    Домашнее задание

    Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3 примера такого анализа слов. Определите, от каких производящих основ и каким способом были образованы данные глаголы. Властвовать, скромничать, помолодеть, прилуниться, торжествовать, созвониться. Объясните, каким способом образованы данные сложные слова. Грязелечебница, универмаг, ГЭС, Донбасс, лесозаготовка. 1 вариант

  • Слайд 26

    Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они образованы. Определите, от одной или от разных основ образованы объединенные попарно слова. Музыкант – музыкальностьМудрость – мудрствоватьСмазчик – смазываниеЛомка – ломкостьГлухота – глухость Каким способом образованы данные слова. Безбилетный, приусадебный, исторический, клетчатый, сверхскоростной, ультрафиолетовый, посмертный, молчаливый. 2 вариант

  • Слайд 27

    Какие существуют способы словообразования? Что такое аббревиатура? Определите способ образования следующих слов: пригорок, зелень, вылет, (шоколадное) мороженое, глуповатый, соученик, пришить. 3 вариант

  • Слайд 28

    Список литературы

    Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994. Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке