Актуализация знаний с выявлением затруднения
|
Слайд 3
Ветер сильно раскачив . л деревья. С неба вдруг посып.лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог . лились. Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып . л первый снег.
1)Работа с текстом.
-Прочитайте про себя то, что написано на доске (дети читают). Что это?
-Докажите, что это текст.
-К какому типу речи этот текст относится?
-Озаглавьте текст.
-Выберите заголовок, который определяет тему данного текста, и запишите его в тетрадь.
-Все ли слова в тексте вам понятны?
(разбор значений слов, не понятных детям)
2)Повторение изученных орфограмм
-Какое задание к тексту вы можете дать?
Списать и вставить пропущенные орфограммы.
-В сомнительных местах оставьте пропуски.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Что общего в словах с пропущенными орфограммами?
-Вспомним правила (способ выполнения):
-
Слайд с проверкой 4
Анализ: Кто выполнил работу без ош .
Допустил 1 ош.-
Допустил 2 ош
-А теперь вернемся к тексту.
Какое задание можно дать к 1 предложению?
|
- Это текст.
Предложения связаны по смыслу, объединены общей темой…
Текст описания.
- Варианты ответов детей:
- «Снежная крупа», «Первый снег», « Начало зимы», «Деревья зимой».
-«Первый снег», «Начало зимы».
Списать и вставить пропущенные орфограммы.
- 1 уч. Это все глаголы.
- 2 уч. Я увидела 2 глагола прошедшего времени с гласными перед л ед. числа.
- 3 уч. А я вставил безударную гласную в корни слов: оголились и выпал.
- 1уч.В суффиксах прошедшего времени пишется та же гласная, что и в суффиксе неопределенной формы перед окончанием – ть.
- 2 уч. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная стояла под ударением.
-Разобрать 1 предложение по членам предложения и по частям речи.
|
Локализация затруднений. Постановка проблемы. Определение темы и цели урока.
|
( В результате выполнения складывается ситуация затруднения: какой частью речи является слово «сильно» и как его подчеркнуть)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Проверка
-Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.
-А теперь тот, кто засомневался?
Проблема
-С какой проблемой вы столкнулись?
Слайд 4 клик мышкой
-Давайте разберемся. Ваши предположения.
Поставьте вопрос и назовите словосочетание.
2)Выход на тему урока учащимися.
-А кто знает, что это за часть речи?
( это наречие), если никто не назовёт
-Какой будет тема урока?
Слайд 5
- Для чего вам нужно знать эту тему?( цель)
.
Давайте составим план изучения, ведь мы уже не раз изучали части речи. Ваши предложения:
план изучения наречия):
Слайд 6
НАРЕЧИЕ
1.Изменяемая или неизменяемая часть речи.
2.Отвечает на ?..
3.Обозначает
4.В предложении является …
5.Роль: …
|
Ветер сильно раскачивал деревья
- 1 уч. Как обозначить слово « сильно» в предложении?
- 2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « сильно»?
- надо поставить вопрос
- 1уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?».
-2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « сильно» поясняет глагол, а не имя сущ.
-3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.
Наречие
Для того чтобы завершить выполнение задания ( разбор предложения), узнать зачем они нужны, как их находить
-1 уч. Изменяемая или неизменяемая часть речи.
-2уч. Что обозначает наречие?
- 3уч. На какие вопросы отвечает?
-4 уч. Чем является в предложении?
-5уч. Роль наречий. Зачем они нужны в речи?
|
Открытие нового знания
Морфологическое свойство: неизменяемость
Что обозначает наречие?
Формирование умнений выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречия. Составление алгоритма
Вопросы наречия
Синтаксическая роль наречий
Обобщение
Роль наречий в речи. Лингвистический эксперимент.
|
Чтобы проверить пункт 1 Задание: ( в паре)
1ряд просклоняйте словосочетание - яйцо всмятку
2 ряд проспрягать словосочетание – сверкать слева
3 ряд изменить словосочетание по временная и родам – ужинать сейчас
Проверка.
Вывод
А если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует?
Слайд 6 ( 1 заменяется на неизменяемая по щелчку)
Рассказ о наречии.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.
-А почему? Вы догадались?
-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?
Слайд 6 ( цифра 3 заменяется на признак действия)
Клик мышкой
Чтобы ответит на 2 пункт плана найдём в тексте наречия.
- Как вы их будете находить? Составьте алгоритм.
Учитель пишет на доске
Самостоятельно найдите наречия в тексте. Цифрой обозначьте их количество.
Какие вопросы вы ставили от глагола к наречию?
Слайд 6 ( 2 заменяется на вопросы)
Отвечаем на следующий пункт плана: -Как вы думает, каким членом предложения является наречие?
(сообщает учитель)
-И этот член предложения называется ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире.
Слайд 6 ( появляется слово обстоятельство по клику мышкой)
Поднимите руки кто нашёл 5 или 6 наречий? Молодцы.
Слайд 7 проверка
Хороший вопрос. Об этом мы поговорим на следующих уроках. А пока посмотрите на вопрос, на который это слово отвечает.
-Составьте правило, пользуясь планом о наречии.
( Правило составляют ученики)
Слайд 8
На все мы вопросы ответили?
- -Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.
-Вам понравился новый текст? Расскажите.
.
-Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль?
Слайд 8 ( появляется роль в предложении по клику мышкой)
|
Не склоняется
Не спрягается
Не изменяется
Неизменяемая часть речи.
-Окончание
Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.
Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.
- 1 уч. Я сначала найду в предложении глагол, а от него поставлю вопрос к зависимому слову.
- 2 уч. ( Образец ответа: 1.Читаю 1 предложение: Ветер сильно раскачивал деревья.2.Нахожу глагол: раскачивал.3. Ставлю вопрос: раскачивал
( как? каким образом?)4.сильно
Как? Каким образом? Где? Когда?
-
1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.
-2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.
-3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.
-4 уч. Значит, это новый член предложения.
Почему с неба – обстоятельство?
-1уч. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.
Нет, надо выяснить роль в нашей речи.
( читает ученик)
-1уч. Нет, не понравился. Текст получился скудный, скучный.
-2уч. Предложения не связаны общей темой.
- 3уч. Во 2 предложении пропущен эффект неожиданности, а в 3 – попущено конкретное место действия.
-4уч.В 4 предложении так и напрашивается временной промежуток, а в 5 потерян смысл.
. Наречия делают речь более точной, выразительной и образной.
|
Вторичное закрепление Включение в систему знаний.
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты.
Какое задание к ним можно дать?
На какой вопрос мы будем искать ответ?
Работа в парах
Текст №1
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
( А.Пушкин.)
Текст №2
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
(И.Никитин)
Текст №3
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф.Тютчев)
Проверка (коллективная)
-Зачитайте выразительно текст №1,2,3.
Найдите наречия по алгоритму. Определите значение.
-Поднимите руки кто нашел все наречия.
-Кто допустил ошибки?
-Почему? В чем причина? Что забыл?
-Повторение алгоритма по опорной таблице.
\/
|
. Выразительно прочитать стихотворения.
-2уч. Найти в них наречия.
-3уч. Определить роль наречий в тексте.
(ученики на парте получают один текст)
-1уч. льет ( как?) печально (нар. усиливает настроение грусти)
-2уч. смотрит (как?) весело ( нар. усиливает настроение радости)
-3уч. смотрит (как?) неохотно и несмело (наречие конкретизирует состояние природы)
-1уч. Ошибка в том, что не нашел глагол.
- 2уч.Ошибка в том, что поставил вопрос к им. сущ.
|
Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)
Прогнозирование работы на следующие уроки.
| -Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
Слайд 9
Слайд 10
-Расскажите о наречии все, что вы узнали.
1)Работа с учебником
-Откройте учебник на с.110 и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?
-1 уч. Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.
-2 уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.
-Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках
\/ /Самоконтроль и самооценка
-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?
- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!
- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.
-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке , о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.
\/ // Домашнее задание
-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений .Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.
Или выполните упр № 179
|
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.