Содержание
-
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик»психолого-педагогическая и социальная служба «Центр сопровождения детей»семинар-практикум для учителей начальных классов
«Основные трудности, возникающие в процессе формирования письменной речи» «Нарушения письменной речи»
-
Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушения письменной речи
-
-Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.)-Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквыназываются поочередно-Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.-Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения-Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения
Группы ошибок при дислексии
-
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма
Содержание термина – «дисграфия» определено по-разному: 1. Р.И. Лалаева. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2. А.Н. Корнев. Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха. 3. И.Н. Садовникова. Частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. 4. А.Л. Сиротюк. Частичное нарушение письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.
-
Становление процесса письма
Письмо – сложный символический процесс, формирование котороготребуетотобучающихся зрелости и устойчивости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения, устной речи, Полноценногомежанализаторноговзаимодействия, развитияграфическихумений, своевременного формирования пространственных и временных представлений, полноценного фонематического восприятия, владения различными видами языкового анализа и синтеза.
-
Основные виды ошибок письма
Фонематические зрительно-пространственные ошибки, обусловленные недостаточностью языкового анализа и синтеза зрительно-моторные
-
Ошибки на основе фонемного распознавания (фонематические)
-замены, пропуски букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи; -замены букв, соответствующих фонетически близким звукам(свистящие и шипящие,звонкиеиглухие,аффрикатыи компоненты, входящие в их состав (Ч-Ть,Ч-Щ,Ц-Т,Ц-С); -неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо»; «лубит»; «лижа»); -замены гласных даже в ударном положении, например о-у(туча- «точа»), е-и (лес- «лис»)
-
Ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза
пропускибукв(«пшница» вместо «пшеница»,«зенели» вместо «звенели»); вставки лишних букв («веченый» вместо «вечный», «латдоши» вместо «ладоши»); перестановки букв (примеры: «тшики» вместо «штыки»); слияния слов в предложениях (примеры: «Умамы розы» вместо «У мамы розы».
-
Зрительно-моторные ошибки
замены/смешения букв, сходных по двигательному запуску: п-т, б-д, о-а, и-у, ж-хи др. («котилка» вместо «копилка», «руков» вместо «рукав»,«харить» вместо «жарить»); повторение букв и слогов («паллатка» вместо «палатка», «шишироко» вместо «широко», «иигла» вместо «игла»); неточные начертания букв, их многочисленные обводки букв, зачеркивания, исправления, наличие разновысотных элементов.
-
Литература:
Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006 Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.