Содержание
-
Презентация на тему: «Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.»
Учительница МБОУ «Ухманская СОШ» Канашского района Чувашской Республики Семенова Галина Дмитриевна.
-
Цели урока:
А) дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению новых понятий и углублению имеющихся; Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении; В) нравственная- привить любовь природе.
-
Активизация путем постановки проблемных вопросов:
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Почему они составляют грамматическую основу предложения? Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?
-
Решение проблем путем выполнения упражнения 264
-
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!Мы теперь — богатыри!Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво;И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек. Буквой «л» расставим ноги.Точно в танце — руки в боки.Наклонились влево, вправо.Получается на славу! Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.
-
Формулировка проблемы:
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Почему они составляют грамматическую основу предложения? Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?
-
Постановка учебного задания (в помощь решению проблем)
1.Мелкий дождь бесшумно моросит. 2. Дождь моросит. 3. Мелкий бесшумно. 1а. Вокруг царит мертвая тишина. 2а. Царит тишина. 3а . Тишина. 4а. Вокруг мертвая.
-
Решение проблемы:
2, 3 , 1а, 2а, 3а- предложения. 4, 4а- не предложения. 1, 1а, - состоят из главных и второстепенных членов, 2, 2а- только из главных, 3- только из сказуемого, 3а- только из подлежащего, 4а- только из второстепенных членов, и они не предложения (доказательство).
-
Вывод:
Из главных членов , даже из одного главного , предложение может состоять, а из второстепенных членов не может. Вот почему одни называются главными, другие второстепенными членами предложения
-
Учебное задание:
Дождь (какой?) мелкий. Моросит (как?) бесшумно. В одной части – подлежащее с зависимыми словами , а в другой- сказуемое с зависимыми словами. Мелкий (какой?) дождь. Моросит (как?) бесшумно
-
Самостоятельная работа по формированию умений и навыков путем применения углубленных (опорных) понятий.
Упражнение :265. А) Выделить основу, Б) отделить группу подлежащего от группы сказуемого . Проверка выполнения. Создание проблемной ситуации с целью углубления понятия о членах предложения
-
Предложения:
Черенок листа прикрепляется к ветке при помощи клейкого вещества. Клейкое вещество высыхает. 2а- Вещество высыхает. Вот почему со многих деревьев осенью осыпаются листья. 3а. Осыпаются листья.
-
Решение проблемы:
Первый столбик- 1,2, 3. Второй столбик- 1а, 2а, 3а. В первом столбике предложения с второстепенными членами, во втором – только из главных членов. Значит, предложения с второстепенными членами называются распространенными, а состоящие только из главных- нераспространенными.
-
Формирование понятий и навыков .Проверка усвоения, уточнение, запоминание.
Карточка №1Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки. Задание 2 . Составьте предложения по схеме.Каточка №2Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.
-
ЗАДАНИЕ:
Составить предложение с данным словом по схеме: [ сущ. прил.]. Составить словосочетание с данным словом по схеме: прил. + сущ.
-
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Задание: Распространите в предложении главный член - сказуемое. Распространите оба главных члена. Распространите предложение еще больше.
-
Рефлексия
-
Список литературы
1.Е.А.Быстрова. Русский язык . 5 класс. 2. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.- М.: МИРОС- МАИК. «Наука / Интерпериодика», 2000.- 144с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.