Содержание
-
О чём говорят устаревшие слова?
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ Москвиной Мариной Александровной
-
Разминка
Лексика – это… Лексическое значение слова – Общеупотребительные слова – Не общеупотребительные слова – Профессионализмы– Диалектизмы – Что изучает лексикология?
-
Тема урока
О чём говорят устаревшие слова?
-
Цели урока:
Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»; Выясним причины устаревания слов в русском языке; Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём; Заглянем в историю родного языка, родной страны; Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
-
«Следопыт»Работа с учебником. Страница 38 – 39.
1 вариант Выясните, какие слованазываютсяустаревшими? Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея. Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова – Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре? 2 вариант Выясните, почему устаревают слова? Какие слова называются: Историзмами Архаизмами Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов: Кушак Чело Лапти Приведите другие примеры.
-
«Переводчики»
Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
-
«Соколиный глаз»
Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование? В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт. Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…
-
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить. (В.Волков)
-
Задания к тексту
Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО. Запишите ответ в виде словарной статьи.
-
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки. (Вл. Волков) Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ. Запишите ответ в виде словарной статьи.
-
«Знатоки»
Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
-
Подведём итоги урока:
Какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? О чём рассказывают устаревшие слова? Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
-
Домашнее задание
*Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) – выучить; * Упражнение 86 (по заданию). ***Дополнительное задание: Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
-
Сегодня на уроке я узнал(а)…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я приобрёл(а)… Я научился/научи лась… У меня получилось… Я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
-
Спасибо за работу на уроке!
-
Использованные ресурсы
1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008. 2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/ 3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.