Содержание
-
Категория одушевленности в русском языке
Выполнил ученик 5класса «Е» МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла РТ Допчут Серен Херелович. учитель: Ким-оолЧечек Семеновна
-
Вшкольных учебниках русского языка мало говорится о категории одушевленности и неодушевленности. Но она представляет собой один из интереснейших лингвистических феноменов. Поэтому данное исследование является актуальным.
-
Цель :
Проанализировать информацию о категории одушевленных существительных Рассмотреть колеблющийся грамматический показатель одушевленности и неодушевленности
-
Задачи:
1. Сбор и анализ информации по спорным вопросам по теме. 2. Анализ и систематизация имеющейся информации по категории одушевленности
-
Объект исследования – категория одушевленности и неодушевленности в русском языке. Предметом исследования избраны одушевленные существительные
-
Методы:
Поисковый метод Теоретический анализ специальной литературы
-
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что подробно изучая категорию одушевленности в русском языке, мы пополним свои знания.
-
Новизна :рассматриваются одушевленные в существительные, которые в курсе школьной программы даются как неодушевленные. В тувинском языке нет такой категории, но есть слова, которые представляют интерес.
-
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть представлены в форме сообщения на уроке, на школьной НПК, также могут быть помещены в школьной газете.
-
Что такое «одушевленный» и «неодушевленный» предмет?
Отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое.
-
-
Как определяется одушевленность имени существительного?
Совпадение формы вин. и род. падежей в ед. и мн. числе у сущ-х мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во мн. числе у сущ-х жен. и ср. рода (вижу женщин, животных).
-
Одушевлённые существительные:
Боги и мифические существа, представляемые как живые. Названия шахматных и карточных фигур. Существительные, называющие кукол. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник.
-
-
-
-
Почему мертвец, покойник одушевленные?
Род. п. Мн.ч. нет мертвецов, покойников, усопших Вин. п. Мн.ч. виню мертвецов, покойников, усопших.
-
Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные?
Грамматическое обобщение семантики выражается в морфологическом показателе неодушевленности: (В.п. = И.п.): вижу толпы, народы, стаи, стада и т.п.
-
Имена существительные, обозначающие растения – неодушевленные.
Ученые отмечают: «...под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам»
-
Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные.
Микробиология изучает различных бактерий.– Бактерии можно идентифицировать по свойствам. Она уносит с собой свои куклы – Перед сном она играла и кормила кукол.
-
К неодушевлённым относятся существительные:
Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь (не имеют грамматического показателя одушевлённости)
-
В тувинском языке нет категории одушевленности.
Одушевленным считается только человек, а также совокупность живых существ: народ, войско, молодежь и др. (не как в русском языке!) Кым? Кижи, башкы. Кымнар? Чон, студентилер, аныяктар
-
Это интересно!
Сказочные герои – Аскак-кадай, Ак-Сал ирей – одушевленные! Но в тувинских сказках злая колдунья Чылбыга (подобие русской Бабы яги) и отрицательные герои Шулбус, Аза-неодушевленные!А мыслятся-то как одушевленные! Очень много спорных слов. Например, Бурган. Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные.
-
Заключение.
Одушевленные и неодушевленные сущ-е обозначают предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. 1) мыслимый как бывший живым (мертвец, покойник);2) мысленно представляемый живым (русалка, леший);3) мыслимый как подобие живого (кукла, валет,);4) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа). Таким образом, категория одушевленности и неодушевленности отражает установку человеческого мышления.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.