Презентация на тему "Грамматическая категория одушевлённости / неодушевлённости" 6 класс

Презентация: Грамматическая категория одушевлённости / неодушевлённости
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.46 Мб). Тема: "Грамматическая категория одушевлённости / неодушевлённости". Предмет: русский язык. 15 слайдов. Для учеников 6 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Грамматическая категория одушевлённости / неодушевлённости
    Слайд 1

    Грамматическая категория одушевлённости/неодушевлённости

    Выполнила ученица 6А класса Исаева Юлия Руководитель Филиппова Л.В. Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов МО «Ахтубинский район» 2013/2014 уч. год

  • Слайд 2

    Цель исследования

    Найти ответ на вопрос: «Что такое одушевлённый и неодушевлённый предмет?»

  • Слайд 3

    Задачи исследования

    изучить научную литературу по этому вопросу; установить причины несоответствия между категориями одушевлённости/неодушевлённости в грамматике и понятиями «живого» и «неживого» ; проанализировать особенности распределения имён существительных по категории одушевлённости/неодушевлённости.

  • Слайд 4

    Гипотеза

    Я предполагаю, что не все живые организмы являются одушевлёнными предметами, а неживые – неодушевлёнными.

  • Слайд 5

    Являются ли одушевлёнными или неодушевлёнными существительными… имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кащей Бессмертный)?

  • Слайд 6

    …названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка; конь, ферзь);

  • Слайд 7

    ...наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой и др.; домовой, водяной, леший);

  • Слайд 8

    ...наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория–туфелька, микроб);

  • Слайд 9

    обозначения мёртвых (покойник, мертвец; труп) ?

  • Слайд 10

    Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах, кроме слова «труп»! (покойник, мертвец - одушевлённые с точки зрения грамматики)

  • Слайд 11

    Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают не столько живые и неживые предметы, сколько предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. 1) мыслимый как бывший живым (мертвец, покойник, усопший и др.);2) мысленно представляемый живым (русалка, леший, киборг и др.);3) мыслимый как подобие живого (кукла, пупс, валет, ферзь и др.);4) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа, стая, стадо и др.).

  • Слайд 12

    Мы знаем, что…

    Категория неодушевлённости: Именительный падеж мн.числа = Винительный падеж мн.числа Категория одушевлённости: Родительный падеж мн.числа= Винительный падеж мн.числа

  • Слайд 13

    Проверим гипотезу

    Р.п. кукол, домовых, микробов В.п. кукол, домовых, микробов Р.п.=В.п. И.п. народы, стада, племена В.п. народы, стада, племена И.п.=В.п.

  • Слайд 14

    Вывод

    Имена существительные, обозначающие неживой предмет, могут попасть в категорию одушевлённости. Следовательно, полного соответствия между категориями одушевлённости/неодушевлённости в грамматике и понятиями «живого» и «неживого» нет.

  • Слайд 15

    Литература

    1.Русский язык:5 класс: учебник под ред.А.Д.Шмелёва. 2.А.Нарушевич.  Несколько вопросов о категории одушевленности/неодушевленности. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204103 3. Ицкович В.А. Существительные одушевленные и неодушевленные в современном русском языке (норма и тенденция) // Вопросы языкознания. 1980, № 4. С. 85.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке