Содержание
-
Основные приёмы работы с текстом при подготовке написания сжатого изложения Лингвостилистический анализ текста В.Пескова. Автор: Ивченко И.Н.,учитель русского языка и литературы
-
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Рассказ о природе – не только просвещение человека, но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях. В. Песков
-
Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность сжатия текста
Определить тему текста Сформулировать основную мысль Определить стиль Определить типы речи Выделить микротемы Определить способ сокращения текста Передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
-
Тема текста
О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас
-
Основная мысль текста
Автор призывает беречь и любить родную природу, любить всё прекрасное и живое.
-
Стиль текста – публицистический. Типы речи – описание (природа, тишина), повествование (сначала удивительная работа дятла, затем его внезапная смерть и виновник этой смерти), рассуждения автора (о воспитании молодёжи
-
Микротемы
а) тишина леса, радость от «музыки» дятла; б) внезапный выстрел, в) встреча с виновником, г) безмолвный урок автора, д) призыв к молодому поколению беречь, любить всё живое и прекрасное.
-
Приёмы компрессии текста
Содержательные: 1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации; 2) Свертывание исходной информации за счёт обобщения.
-
Языковые: 1) замены - однородные члены обобщённым наименованием; фрагмента текста синонимичным выражением; предложение или его части указательным местоимением; СППпростым предложением; предложение или его части определительным или отрицательным местоимением.
-
2) Исключения исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов. 3) Слияние - слияние нескольких предложений в одно.
-
Какова позиция автора?
Природа сложна. Надо воспринимать её красоту по-настоящему. Кто должен научить их (ребят) беречь и любить природу?
-
Какие речевые средства выразительности использует В.Песков?
Лексика, характерная для публицистического стиля: должен, беречь, любить. перифразы: дятел у него “музыкант”, его произведение на древесной коре - “узор”, вместо привычного “стука дятла” - “костяной молоточек”. инверсия (“лет семнадцати парень”) олицетворения (лес молчит), сравнения (дятел – музыкант), эпитеты (безмолвный лес), Песков использует только вначале, при описании природы и дятла.
-
Каковы синтаксические особенности текста?
Краткость предложений, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, бессоюзные сложные предложения.
-
Тест. Задания части В
1)Из предложений 7-16 найдите и запишите номера предложений с вводным словом. 2) Сколько грамматических основ в предложении 15? 3) Определите способ словообразования слова самодельные. 4) Из сложноподчинённого предложения 11 выпишите грамматическую основу главного предложения. 5) Из предложений 12-16 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный» 6) Из предложения 12 выпишите словосочетания, построенные на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.
-
Ответы на тест
1) 7, 14 2) три 3) сложение с соединительной гласной и одновременным присоединением суффикса 4) видно было 5) спрятался, испорченную 6) спрятался за куст, любуясь работой
-
Домашнее задание
Одно из заданий экзамена – это написание сочинения по заданному тексту, дома я попрошу вас написать сочинение, в котором вы выразите свое отношение к проблеме, поднятой В. Песковым. Проблема, поднятая в рассказе, важна и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого из вас на этот счет есть свое мнение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.