Презентация на тему "Способы образования слов"

Презентация: Способы образования слов
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.41 Мб). Тема: "Способы образования слов". Предмет: русский язык. 34 слайда. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 1.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Способы образования слов
    Слайд 1

    В1 Основные способы образования слов в русском языке ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • Слайд 2

    Приставочный

    Наиболее продуктивен среди глаголов: ехать → отъехать →заехать →уехать →приехать Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы. агент →суперагент Сущ. Сущ. интересный →преинтересный Прил. Прил.

  • Слайд 3

    Суффиксальный

    Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи: брат → братство слива → сливовый Только этим способом образуются причастия и деепричастия от глаголов. читать → читающий → читавший → читая Обратите особое внимание на наречия на –о– красиво ← красивый интересно← интересный радостно← радостный

  • Слайд 4

    Приставочно-суффиксальный

    река →заречный тёмный →затемно окно →подоконник Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами–ник, -й(е), -ок езда →наездник берег →побережье дар →подарок глаголы с постфиксом –ся делать →разделаться наречия с приставкой по-и суффиксами –и, -ому, -ему дружеский →по-дружески зимний →по-зимнему новый →по-новому

  • Слайд 5

    Бессуффиксный

    Этим способом образуются существительные со значением цвета от прилагательных синий → синь зеленый → зелень существительные со значением действия от глаголов записать → запись полететь → полёт

  • Слайд 6

    1 2 3 4 B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? 1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. 2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви- дел умилительную картину. 3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. 4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

  • Слайд 7

    НЕВЕРНО

  • Слайд 8

    ВЕРНО

  • Слайд 9

    1 2 3 4 Какое слово образовано приставочным способом? 1) сдержанный 2) подоконник 3) засушливый 4) безопасный

  • Слайд 10

    НЕВЕРНО

  • Слайд 11

    ВЕРНО

  • Слайд 12

    1 2 3 4 Какое слово образовано суффиксальным способом? 1) рыбачий 2) перечитать 3) созвездие 4) обезболить

  • Слайд 13

    НЕВЕРНО

  • Слайд 14

    ВЕРНО

  • Слайд 15

    1 2 3 4 Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1) восход 2) заповедник 3) выполнение 4) насухо

  • Слайд 16

    НЕВЕРНО

  • Слайд 17

    ВЕРНО

  • Слайд 18

    1 2 3 4 Какое слово образовано бессуффиксным способом? 1) упрек 2) ручей 3) окружность 4) жадина

  • Слайд 19

    НЕВЕРНО

  • Слайд 20

    ОТЛИЧНО

  • Слайд 21

    Из предложения 12 выпишите слово, образованноеприставочно-суффиксальным способом.(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашимипредками мудрость.

    по-прежнему ОТВЕТ по-прежнему← прежний

  • Слайд 22

    Из предложения 22-23 выпишите слово, образованноеприставочно-суффиксальным способом.(22)Многолетние наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

    беспомощным ОТВЕТ беспомощным ← помощь

  • Слайд 23

    Из предложения 5-8 выпишите слово, образованноебессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).(5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.

    переходах ОТВЕТ переход← переходить

  • Слайд 24

    Из предложения 6-7 выпишите слово, образованноебессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).(6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке.

    переводом ОТВЕТ перевод← переводить

  • Слайд 25

    Из предложения 7-9 выпишите слово, образованноебессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).(7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!

    выхода ОТВЕТ выход← выходить

  • Слайд 26

    Из предложения 27-28 выпишите слово, образованноеприставочным способом.(27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает вподтекст произведения работой мысли.

    подтекст ОТВЕТ подтекст ← текст

  • Слайд 27

    Из предложения 9-11 выпишите слово, образованноеприставочным способом.(9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть.(11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

    несколько ОТВЕТ несколько ← сколько

  • Слайд 28

    Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).(18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

    суффиксальный ОТВЕТ размышления ← размышлять

  • Слайд 29

    Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).(3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

    суффиксальный ОТВЕТ беспрепятственно← беспрепятственный

  • Слайд 30

    Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4).(4) Клюквенный морс очень полезен.

    суффиксальный ОТВЕТ клюквенный← клюква

  • Слайд 31

    Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22).(22) Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.

    суффиксальный ОТВЕТ откладывания← откладывать

  • Слайд 32

    Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7).(7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу.

    приставочный ОТВЕТ безоблачный← облачный

  • Слайд 33

    Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7).(7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен.

    суффиксальный ОТВЕТ безжалостно← безжалостный

  • Слайд 34

    Составьте три-четыре варианта задания В1. 2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться,неизведанный, переливча-тый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный, черпак.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке