Презентация на тему "Словообразование - подготовка к ЕГЭ"

Презентация: Словообразование - подготовка к ЕГЭ
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Словообразование - подготовка к ЕГЭ"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 17 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 10-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Словообразование - подготовка к ЕГЭ
    Слайд 1

    Словообразование

    Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснодара Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1

  • Слайд 2

    Имена существительные

    Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов: 1) при помощи суффиксов:камень — каменщик, новый — новизна; 2) при помощи приставок:непогода, пригород; 3)при помощи суффиксов и приставок:стакан — подстаканник; 4)сложением: луна, ходить — луноход; 5)сложением сокращённых слов: универсам, АТС; 6)бессуффиксным способом: заплывать — заплыв. 7)путём перехода прилагательных в существительные: учительская —учительская комната.

  • Слайд 3

    Имена прилагательные

    Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных: 1) при помощи суффиксов: ёж — ежовый, жарить жареный; 2)при помощи приставок: добрый — предобрый; 3) при помощи суффиксов и приставок: избежать — неизбежный, 4) сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса: русский, немецкий —русско-немецкий; 5) слиянием слов: трудно доступный — труднодоступный; 6) путём перехода слов из других частей речи: блестящий на солнце предмет — блестящие (выдающиеся) способности.

  • Слайд 4

    Числительные

    1) при помощи суффиксов:два — двадцать; 2) сложением:четыре, сто — четыреста. Местоимения Образуются от других местоимений: 1) при помощи суффиксов: кто — кто-то, сколько — сколько-нибудь; 2) при помощи приставок: кто — никто.

  • Слайд 5

    Глаголы

    1) при помощи приставок:писать — написать; 2) при помощи суффиксов:зелёный — зеленеть; 3) при помощи суффиксов и приставок:бежать — разбежаться Причастия и деепричастия Образуются только при помощи суффиксов. Разрешить – разрешенный, петь – поющий увидеть – увидевший, увидев, делать – делая, сделать – сделав.

  • Слайд 6

    Наречия

    образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий: 1) при помощи приставок:смерть — насмерть; 2) при помощи суффиксов:дружеский — дружески; 3) при помощи приставок и суффиксов:далеко — издалека, зимний – по-зимнему; 4) путём перехода других частей речи в наречия:лёжа на диване — читать лёжа.

  • Слайд 7

    Образование служебных частей речи

    Предлоги производные образуются: 1) путем слияния слов: на счёт банка — поговорить насчёт экскурсии; 2) путём перехода слов из других частей речи:жили согласно - согласно приказу; Союзы производные образуются: 1) путём слияния слов:зато, тоже, оттого что, потому что, 2) путём перехода слов из других частей речи:Что случилось?—Я не знал, что письмо получено.

  • Слайд 8

    Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

    При разборе слова по составувыясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо: 1) выделить основу и окончание; 2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную); 3) выделить корень.

  • Слайд 9

    При словообразовательном разборевыясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо: 1) установить лексическое значение разбираемого слова и выде­лить в нём основу; 2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы); 3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых данное слово образовано.

  • Слайд 10

    Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования

    Подзаголовок неудача привкус преважный бесполезный развесёлый кое-что, нечто, ничто нисколько, несколько вычитать, дочитать доныне повсюду нигде Приставочный способ заголовок удача вкус важный полезный весёлый что сколько читать ныне всюду где

  • Слайд 11

    Земляк лебединый быстро аптекарь скрипач синенький мудрец разговорчивый желтоватый мамин ветвистый дворник слепота бодрость земля лебедь быстрый аптека скрипка синий мудрый разговор желтый мама ветвь двор слепой бодрый Суффиксальный способ

  • Слайд 12

    Нахлебник наездник наследник побережье подземелье Заволжье затылок подбородок разболеться размечтаться по-братски по деловому по-летнему хлеб езда след берег земля Волга тыл борода болеть мечтать братский деловой летний Приставочно-суффиксальный способ

  • Слайд 13

    Зелень отлет повтор отдел побег бег резь Зеленый отлететь повторить отделить побежать бегать резать Бессуффиксный способ Бессуффиксным способом образуются только имена существительные. Существительные, образованные от глаголов, употребляются в научном и деловом стилях речи (отсев, прирост, отток, отвод, подрыв, обгон, объезд, разворот, поворот, выезд и т.д.). От прилагательных образуются существительные только женского рода (глухой — глушь, тихий — тишь, синий — синь).Такие существительные употребляются обычно в художественной речи.

  • Слайд 14

    Неморфологический способ образования слов Определи, из какой части речи в какую произошел переход.

    Столоваяпосуда Первыйгод в школе Подтянутые резервы Лёжа на песке, загорал Медленным шагом Впередизамелькали огни деревеньки. (И. Тургенев) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку. Столовая открывается в 8 часов. (прилаг. сущ-ое) Чернов- первый (лучший) ученик. (числит. прилаг.) Подтянутый вид (причастие прилаг.) Читать лёжа вредно. (дееприч. наречие) Ехали шагом (сущ-ое наречие) Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищения. (Л.Толстой) (сущ-ое наречие) Благодаря своевременной помощи больной быстро поправлялся. (дееприч. предлог)

  • Слайд 15

    Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

    учить учитель ... учительствовать 1) учительский 3) учение 2) учительница 4) учительство общий обобщить ... обобщенно 1) обобщенный 3) приобщение 2) общество 4) обобщение свет светить … освещение 1) осветитель 3) осветить 2) светлый 4) просвет ходить походить поход ... по-походному 1) походка 3) походный 2) похождение 4) выход

  • Слайд 16

    живой живить оживить ... оживленность 1) оживление 3) живительный 2) оживленно 4) оживленный пустой пустыня ... пустынно 1) пустырь 3) пустынный 2) пустота 4) опустошить единый соединить ... несоединимый 1) соединиться 3) соединимый 2) соединенный 4) соединение равный равнять ... уравнение 1) уравнять 3) поровну 2) сравняться 4) равнение

  • Слайд 17

    Спасибо за работу. Желаю успехов!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке