Содержание
-
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ по дисциплине «Основы научных исследований» на тему «Особенности научного стиля современного русского литературного языка» Выполнила: П.А. Редок, студент 2-го курсаочной формы обучения экономическогофакультета, группа Э121Б Проверил: Е.В. Красавина, канд. соц. наук, доцент Люберцы 2013 1
-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 1. Общая характеристика научного стиля 2. Основы компрессии научного текста Заключение Список использованных источников 2
-
Введение
Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка - это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен ряд жанровых разновидностей. 3
-
Цель данного реферата – подробно рассмотреть научный стиль, изучить способы компрессии научного текста, выявить ее особенности в отличие от других стилей текста. 4
-
1. Общая характеристика научного стиля
5 Научный стиль обслуживает сферу науки, т.е. сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. Как способ освоения действительности наука отличается стремлением к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления.
-
6 Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов диалогов рассуждений поэтических произведений (оды и поэмы).
-
7 Современными формами научных текстов являются монографии статьи доклады сообщения рецензии тезисы докладов и сообщений авторефераты рефераты диссертации описания (очерки) отчеты о научно-исследовательской работе
-
8 Научный стиль отражает те особенности научного познания и научного мышления, которые находят отражение в языковой форме, т.е. в определенном отборе и организации языкового материала. Цель научного произведения - доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: Но в отличие от публицистического стиля, сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы, приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте. информативной воздействующей
-
9 Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
-
10 В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX в. вместе с научной деятельностью крупнейших ученых этого времени.
-
11 Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в частности интернациональными. Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 % общей лексики, использованной в работе. Большую роль в стиле научных работ играет использование в них абстрактной лексики.
-
12 Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержания и целями научного сообщения – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственые связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.
-
2. Основы компрессии научного текста
13 Компрессия текста необходима при составлении рефератов, тезисов, аннотаций, рецензий и основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника. Работа над компрессией текста способствует и более глубокому его пониманию. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сколь угодно сжатой форме. Читая текст, необходимо выделять смысловые части (подтемы текста) и определить связи между ними, так как компрессия осуществляется путем членения текста и называния (наименования) этих вычленяемых блоков. Иными словами, умение работать с научных текстом во многом зависит от понимания его смысловой структуры.
-
14 Видами компрессии текста являются аннотация тезисы рецензия реферат Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста. Аннотация - краткое сообщение о содержании источника. Аннотация сообщает, о чем говорится в статье, книге Реферат - это композиционно организованное обобщенное изложение содержания статьи, ряда статей, книги. В отличие от аннотации реферат информирует о том, что именно, что существенное содержится в источнике и излагает его основное содержание, раскрывает основные концепции, Тезисы излагают основные мысли лекции, доклада, сочинения. В отличие от реферата тезисы могут иметь конспективный характер. Рецензия - это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений, толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.
-
Заключение
15 Научный стиль, отражая специфику той сферы, которую он обслуживает, - сферы науки, во всех лингвистических проявлениях отражает присущую этой сфере форму мышления. Он направлен на реализацию не только функции общения, но и функции познания, т.к. в процессе развертывания речи происходит доработка и упорядочение самой мысли. Компрессия является одним из способов подачи информации в научном тексте и служит упрощению взаимодействия читателя с текстом. Грамотное использование компрессии не ухудшает качество текста и не снижает его информативность, а навыки компрессии позволяют автору текста лучше воспринять материал, так как чем лучше материал усвоен, тем более его можно «уплотнить», то есть подвергнуть компрессии.
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи, М.: Логос, 2011– 328 с. 2. Демидова К.И., Зуева Т. А., Современный русский литературный язык, М.: Флинта, 2007 – 320 с. 3. Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. — Минск: ООО «Харвест», 2005. 4. Черныш А.Я., Анисимов Е.Г., Багмет Н.П., Глазунова И.В. и др. Основы научных исследований, - М., 2011. – 224 с. 16
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.