Содержание
-
Особенности развития речи младших школьников Лекторий для родителей учитель-логопед Шеенко И.В.
-
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.
-
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово — это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления. Мышление и речь — два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании — речевом мышлении или речемыслительной деятельности.
-
Признаки благополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. Ребенок активно повторяет за вами все, что слышит. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
-
Особенностью развития речи младших школьников является то, что с началом обучения в школе, дети начинают овладевать навыками письменной речи. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
-
Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии. Следовательно, термин «письмо» означает процесс воспроизведения рукописных букв и их сочетаний на бумаге, который представляет собой техническую сторону речевой деятельности. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.
-
Чтение имеет смысловую и техническую стороны. Главенствующее место в процессе чтения отводится пониманию, так как чтение для того и существует, чтобы извлечь из текста определенную информацию, осознать его смысл. Осознанность чтения, в свою очередь, предъявляет требования к совершенствованию всех других его компонентов: способа, скорости, правильности, выразительности, которые выступают в качестве условия для понимания. Известно, что если ребенок читает медленно, со множеством ошибок, то у него страдает и понимание.
-
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи:
фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память.
-
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
-
Все эти сложные перешифровки в областях головного мозга окончательно формируются на 10–11-м году жизни, поэтому у учеников начальных классов часто возникают трудности при овладении навыками чтения и письма. Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. При этом существуют ошибки, которые свидетельствуют о нарушении чтения и письма, все они специфичны и носят стойкий характер.
-
Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.
Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).
-
Причины, лежащие в основе этих нарушений, могут быть разнообразными
Несформированность высших психических функций Расстройства памяти, внимания Незрелость эмоционально-волевой сферы Нарушения мелкой моторики рук Недостатки устной речи
-
Как можно развивать речь ребенка?
Младший школьный возраст – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки. Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка.
-
Уважаемые родители!
- Если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать.- Если ребенок живет в окружении враждебности, он учится враждовать.- Если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть робким.- Если ребенок живет в окружении постыдных поступков, он учится чувствовать себя виновным.- Если ребенок живет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.- Если ребенок живет в окружении ободрения и поощрения, он учится доверять- Если ребенок живет в окружении похвалы, он учится понимать и ценить- Если ребенок живет в окружении честности и чистоты, он учится справедливости.- Если ребенок живет с уверенностью в защите, он учится верить.- Если ребенок живет в окружении поддержки, он учится уважать себя.- Если ребенок живет в окружении одобрения и дружбы, он учится находить любовь в мире.
-
СПАСИБО!ДО СВИДАНИЯ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.