Содержание
- 
              
            
 Задача «Всякая всячина». Артёмова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаванская ООШ». 
- 
              
            
 Дорогие ребята! Речь сегодня пойдёт о частице. 
- 
              
            
 Частицы можно назвать всякой всячиной языка, ведь они так разнообразны и разнородны. Объединяет их одно: они привносят в предложение то или иное дополнительное значение, каждая своё. Некоторые частицы выражают отношение говорящего к его высказыванию: усиленное утверждение (Все ведь знали о предстоящих экзаменах); отрицание (Корабли не пройдут по северным морям); вопрос (Откроется ли осенью читальня?); восклицание (Что за тишина в лесу!); условность (Научил бы ты меня плавать); побуждение (Пусть ёж зимует в сторожке); желательность (Лишь успеть бы на автобус); передача чужих слов или сомнение в них (Теперь, мол, она напишет статью). 
- 
              
            
 Другие частицы – обязательные участницы в образовании грамматических форм глагола. Так формы глагола с частицей бы (читал бы, построил бы) обозначают действие предполагаемое, возможное – это формы сослагательного наклонения. Частицы пусть, пускай, да, присоединившись к глагольной форме (пусть запомнит, пускай болтают, Да простит меня читатель), обозначают побуждение к действию – это формы повелительного наклонения. 
- 
              
            
 Частицы могут вносить в предложение и другие дополнительные значения: ограничительное (Только дождь стучит по крыше; Все птицы замолкли, одна сова ухает в ночи; Отец всегда принимал единственно правильное решение); определительное (Футбольный матч состоится именно сегодня; Билеты продают прямо у входа на стадион; Братья точь-в-точь похожи); указательное (Вот музей; Те трудные годы дед вспоминает часто); неопределённое (В городке кое-что переменилось; Мой друг всегда расскажет что-нибудь интересное), частицы с неопределённым значением всегда стоят при местоимениях; присоединительное (Все пошли в класс, я тоже пошёл); значение приблизительности (Петя прочитал книгу почти до конца; Птицы склевали чуть не все зёрна); выделительное (От ссадин на руке не осталось и следа; Все учащиеся, даже первоклассники, сажали кусты и деревья). 
- 
              
            
 Видно, что название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы – это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина. 
- 
              
            
 Задание 1. Выпишите из текста фразы, в которых есть ответ на вопрос: «Почему автор называет частицы «всякой всячиной»?». 
- 
              
            
 Задание 2. Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на вопрос: «Каково общее свойство (значение, функция) частиц?». 
- 
              
            
 Задание 3. Составьте таблицу «Смысловые значения частиц». 
- 
              
            
 Задание 4. Заполните таблицу, пользуясь информацией текста. 
- 
              
            
 Задание 5. Назовите устаревшие частицы. 
- 
              
            
 Задание 6. Выполните упражнение. Помогла ли вам информация текста при выполнении данного упражнения? Ответ кратко поясните. Укажите часть речи выделенных слов. Бричка ехала прямо, а мельница почему – то стала уходить влево. Было страшно: прямо сердце останавливалось. Куда ни глянь – всё сверкает, всё искрится. Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё ниже. 
- 
              
            
 Задание 7. Пишутся ли частицы со знаменательным словом слитно? 
- 
              
            
 Задание 8. Перед вами таблица. Сформулируйте в правило содержащуюся в ней информацию. 
- 
              
            
 Задание 9. Что объединяет все без исключения частицы? 
- 
              
            
 Задание 10. Согласны ли вы с автором текста, что частицы – это «всякая всячина»? Выскажите своё суждение, аргументируйте его, используя информацию текста. 
- 
              
            
 Источники: О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. Москва. Издательство «Экзамен», 2014 год. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.