Презентация на тему "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Презентация: Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" по русскому языку. Состоит из 23 слайдов. Размер файла 1.9 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных
    Слайд 1

    Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных.

    ЦЕЛЬ: показать отличие грамматической категории одушевленности от лексического понятия "одушевленный - неодушевленный" предмет. СЛОВАРЬ: Парадокс - странное мнение или высказывание, противоречащее здравому смыслу. Категория - научное понятие, выражающее свойства, качества предметов, объединенных общностью признаков.

  • Слайд 2

    1. ВВОДНОЕ СЛОВО:

    Все мы знаем, что в жизни тот мир, который окружает нас, состоит из предметов материальных и нематериальных: идем по улице - видим людей, движущийся транспорт, здания, деревья, животных, дышим воздухом. И в этом многообразии предметов понимаем, что люди и животные - это одушевленные, а машины, здания, деревья, воздух - неодушевленные. Кажется, что все предельно ясно.

  • Слайд 3

    Но в грамматике распределение существительных по принципу одушевленный - неодушевленный предмет имеет некоторые особенности. Чтобы определить с грамматической точки зрения одушевленный или неодушевленный предмет, нужно существительное поставить во множественное число и сравнить окончания Р. и В. падежей. Если они совпадают, то существительное относится к категории одушевленных. Если же совпадают окончания И. и В. падежей, то существительное неодушевленное.

  • Слайд 4

    2. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    Берем существительное ЖИВОТНОЕ. Ставим его во множественное число в трех падежах и сравниваем окончания. - Будет ли возникать сомнение, какой вопрос поставить к данному существительному? (Нет. Совершенно четко осознаем, что на лексическом уровне - оно одушевленное). Итак: три падежа И. Кто? Животные Р. Кого? Животных В. Кого? Животных

  • Слайд 5

    ВЫВОД: существительное одушевленное и с грамматической точки зрения и с лексической. Действительно, вопрос, заданный к данному существительному, и падежные окончания Р. и В. падежей указывают на одушевленность существительного и предмета, который назван этим существительным.

  • Слайд 6

    Но в грамматике бывают парадоксы, когда неодушевленный предмет с точки зрения лексики в грамматике, наоборот, превращается в существительное одушевленное.

  • Слайд 7

    Берем слово КУКЛА - Какой вопрос зададим? Что? Проверяем. И. Что? Куклы Р. Чего? Кукол В. Что? Кукол

  • Слайд 8

    Совпадают Р. и В. падежи, значит с точки зрения грамматики это существительное одушевленное, а в лексическом толковании - это игрушка - неодушевленный предмет.

  • Слайд 9

    А вот ещё один парадокс. Слово НАРОД. Дадим лексическое толкование. Народ - совокупность людей, т. е. все люди, живущие в границах одного государства и говорящие на одном языке. Кажется: все предельно ясно, люди - существительное одушевленное и вопрос ставим кто? люди, народ. Давайте проверим

  • Слайд 10

    И. Кто? народы Р. Кого? народов В. Кого? Народы В чем же здесь парадокс? В том, что вопрос задаем вроде бы к существительному одушевленному, а по окончаниям Р. и В. падежей видим несовпадение. Совпадение И. и В. падежей таким, образом, делаем выводы: существительное народ - неодушевленное.

  • Слайд 11

    Проверим, является ли слово народ исключением, или в русском языке есть еще слова, которые парадоксальным образом в грамматике превращаются из одушевленных в неодушевленные

  • Слайд 12

    Берем слово ВОЙСКО. - Подумаем, какой вопрос больше подходит: кто? или что? Будем исходить из лексического значения. Войско - армия, вооруженные силы государства. Всё кажется понятным: армия состоит из людей, солдат, значит существительное. тогда какой же по смыслу больше подходит вопрос: кто? войска или что войско. Вопрос: что? Итак: И. Что? войска Р. Чего? войск В. Что? войска  

  • Слайд 13

    Вывод:Исходя из лексического толкования войско - слово, относящееся к одушевленным предметам, а в грамматике вопрос и окончания И. и В. Падежей указывают на неодушевленное существительное. На этом парадоксы не заканчиваются. В русском языке сложилась такая ситуация, когда одно и тоже слово может быть существительным и одушевленным и неодушевленным. Вы спросите меня, как такое возможно? Все будет зависеть от лексического толкования слова.

  • Слайд 14

    Возьмем слово ИСТРЕБИТЕЛЬ. Слово многозначное, имеет два значения: Истребитель:1. Боевой самолет для уничтожения авиации противника. 2. Летчик, который летает на самолете-истребителе.   В первом значении: И. Что? истребители Р. Чего? истребителей В. Что? истребители

  • Слайд 15

    Вывод: существительное неодушевленное. Во втором значении: И. Кто? истребители Р. Кого? истребители В. Кого? истребителей Вывод: существительное одушевленное.

  • Слайд 16

    А теперь возьмем не очень благозвучное для слуха слово ТЮФЯК. Оно тоже многозначное. Тюфяк - 1. Мешок, набитый соломой или сеном и служащий постелью. 2. (перен.) Вялый, безвольный, медлительный человек. Во втором значении слово имеет экспрессивную окраску - негативный оттенок

  • Слайд 17

    Сравним оба значения: И. Что? тюфяки неодушевленное неодушевленное Р. Чего? тюфяков В. Что? тюфяки     И. Кто? Тюфяки Р. Кого? тюфяков В. Кого? тюфяков одушевленное

  • Слайд 18

    А вот ещё один парадокс. Посмотрите на слово МОЛОДЕЖЬ - Какого числа существительное? (Ответы могут быть разными и единственного и множественного числа)

  • Слайд 19

    ОТВЕТ: Ни единственное, ни множественное числа, хотя в лексическом толковании заложено понятие множественности, т.е. все молодые люди, много молодых людей. Это т.н. собирательное существительное. Тогда берем его в исходной форме и ставим в наши три падежа И. Кто? молодежь Р. Кого? молодежи В. Кого? молодежи Парадокс налицо: вопросы задаем как к существительному одушевленному, а в грамматике оно неодушевленное, т.к. совпадают окончания И. и В. падежей.  

  • Слайд 20

    Я вам предлагаю слово БАКТЕРИЯ.

    - Какой вопрос будете задавать: кто? или что? Смысловой вопрос что? Проверяем: И. Что? бактерии Р. Чего? бактерий В. Что? бактерий

  • Слайд 21

    ВЫВОД: И вопрос, и окончания И. и В. падежей указывают на неодушевленное существительное. Но с лексической точки зрения бактерии - это живые микроорганизмы, способные двигаться и размножаться. Действительно, если посмотреть в микроскоп, то увидим, что они живые, а стало быть, одушевленные, но в грамматике существительное бактерии - неодушевленное.

  • Слайд 22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Итак, мы сегодня рассмотрели парадоксальное явление в русском языке, когда слова на предметном уровне и в грамматике могут вступать в противоречие.

  • Слайд 23

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Определить: к одушевленным или неодушевленным относятся слова: ТАБУН, СЕМЬЯ, ТОЛПА, НАСЕКОМОЕ, СТАЯ.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке