Презентация на тему "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Презентация: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Мастер-класс учителя высшей категории по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Презентация разъясняет виды словообразований и наглядно показывает как выполнять задания по типу В1. Доступным языком о правилах русского языка.

Краткое содержание

  • Виды словообразований
  • Маленькие хитрости
  • Способы словообразований
  • Наглядное выполнение задания В1

Содержание

  • Презентация: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    Слайд 1

    Мастер-класс «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ»часть ЗАДАНИЕ В1

    Выполнила:Хасанова В.Р. Учитель высшей категории МОБУ СОШ с.Языково МР Благоварский район РБ

  • Слайд 2

    В1- словообразование

    При словообразовательном анализе нужно определить,какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово.

    К слову прибавляется только одна морфема:

    твердый → твердеть→ затвердеть → затвердение.

    Все просто:

    твердеть – суффиксальный способ, потому что прибавили суффикс -е-;ЗАтвердеть – приставочный способ, потому что прибавили приставку за-;затвердение – суффиксальный способ: прибавили суффикс -ЕНИЙ-.

    Так чтоесли в слове есть и приставка, и суффикс –это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом.

  • Слайд 3

    Маленькие хитрости

    ! Только СУФФИКСАЛЬНЫЙ

    1.деепричастие - (что сделав? Что делая?)

    ПРОЧИТА- В ( от ПРОЧИТАТЬ)

    ЧИТА-Я ( от ЧИТАТЬ)

    ЗАДУМА—ВШИ—СЬ (от ЗАДУМАТЬСЯ)

    2. причастие (какой? Что делающий? Что сделавший?)

    ЧИТА-ЮЩ-ИЙ (от читать) ЧИТА-ЕМ-ЫЙ

    ПРОЧИТА-ВШ-ИЙ (от ПРОЧИТАТЬ) ПРОЧИТА-НН-ЫЙ

    ЗАВИС-ЯЩ-ИЙ (от ЗАВИСЕТЬ) ЗАВИС-ИМ-ЫЙ

    ВЫМЫ-ВШ-ИЙ (от ВЫМЫТЬ) ВЫМЫ-Т-ЫЙ

  • Слайд 4

    ! ТолькоСУФФИКСАЛЬНЫЙ

    3.существительное(что?)( АБСТРАКТНЫЕ ---первичное значение ДЕЙСТВИЯ ):

    На _____-ЕНИЕ (-АНИЕ) ЗАЯВЛ-ЕНИЕ(от ЗАЯВИТЬ)

    ПЕРЕПИСЫВ-АНИЕ (отПЕРЕПИСЫВАТЬ)

    ПРЕДУБЕЖД-ЕНИЕ (отПРЕДУБЕЖДАТЬ)

    ( АБСТРАКТНЫЕ первичное значение ПРИЗНАКА):

    На______-ОСТЬ

    ДЕЙСТВИТЕЛЬН-ОСТЬ ( от ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ)

    ПРЕДУБЕЖДЕНН-ОСТЬ ( от ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ)

    на-_____-ИЗН-

    БЕЛ-ИЗН-А( от БЕЛЫЙ)

    КРУТ-ИЗН-А ( от КРУТОЙ)

    4.если в слове есть суффиксы–ТО,-ЛИБО,-НИБУДЬ

    ПОЧЕМУ-ТО КАКОЙ-ЛИБО СКОЛЬКО-НИБУДЬ

  • Слайд 5

    Приставочный

    1. Если слово имеет приставки ни-, кое-

    • НИКАКОЙ
    • КОЕ-ГДЕ,
    • КОЕ-ЧТО

    2.Если слово имеет приставку НЕ- и

    без НЕ- употребляется ( кроме НАРЕЧИЙ)

    • НЕПРАВДА (от ПРАВДА)
    • НЕВЕСЕЛЫЙ (от ВЕСЕЛЫЙ)
    • НЕЗАСЕЯННЫЙ (от ЗАСЕЯННЫЙ)
  • Слайд 6

    БЕССУФИКСНЫЙ

    Существительное ( первичное значение действия или признака)

    ПЕРЕХОД (от ПЕРЕХОДИТЬ)

    ПОДОГРЕВ (воды) (от ПОДОГРЕВАТЬ) ,НО

    ПОДОГРЕВ (воду) (от ПОДОГРЕТЬ- суффиксальный)

    ЗЕЛЕНЬ (от ЗЕЛЕНЫЙ)

    СИНЬ (от СИНий)

  • Слайд 7

    Приставочно-суффиксальный способ

    наречиеприставка ПО- и суффикс –ОМУ,-ЕМУ

    ПО—ЗИМНЕМУ (от ЗИМНИЙ)

    приставка ПО- и суффикс -И

    ПО-ФРАНЦУЗСКИ (от ФРАНЦУЗСКИЙ)

    по-волчьи (от волк)

    приставки В-(ВО-) и суффиксы --ЫХ(-ИХ)

    ВО_- ВТОРЫХ (от ВТОРОЙ)

    .

  • Слайд 8

    Приставочно-суффиксальный способ( Чтобы определить способ,у слова нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получаются нелепые слова, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом .)

    Под-березов- ик.

    В русском языке нет ни слова березовик,

    ни слова подберезовый.

    Еще примеры:

    прибрежный(от берег – нет слов приберег или брежный)

    размечтаться(от мечтать – нет слов размечтать или мечтаться

    подоконник(от окно – нет слов подокон или оконник)

  • Слайд 9

    внимание!суффиксы-«невидимки».

    Вариант 1: неверное выделение окончания.

    Например,в словесозвездие окончание-Э,ане - ие (созвездие, созвездия, созвездию и т.п.),

    а -ИЙ- – это суффикс.

    Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:

    [со-звезд-ий-э] (от звезда –

    нет слов созвезда или звездие).

  • Слайд 10

    Вариант 2

    ! Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:

    [по-бережь-й-э]

    (от берег – приставочно-суффиксальный способ).

  • Слайд 11

    неморфологический способнеморфологический способПереход одной части речи в другую.

    1. Найдите слово, образованное неморфологическим способом.

    БОЛЬНОЙ(КТО?) ЗАПИСАЛСЯ НА ПРИЕМ.

    СРЕДИПРИСУТСТВУЮЩИХ (КОГО?) ОКАЗАЛСЯ И

    МОЙ ЗНАКОМЫЙ (кто?).

    ОН ВСЕГДА БЫЛ ПЕРВЫМ( КАКИМ?) УЧЕНИКОМ.

    ему прощалосьмногое (что?).

  • Слайд 12

    Типовые заданияв1

    В1-1. Из предложений 5-6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    Чтобы найти такие слова в тексте, нужно:

    Выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс;

    Исключить из списка деепричастия, причастия и существительные на –ение,-ание,-ость.

    У оставшихся слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются существующие в природе слова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и , следовательно, нам не подходит.

  • Слайд 13

    5.И правда, появилась целая глава. 6.Яркая, сильная, являвшая поистине вершину толстовского творчества, в которой описывался сенокос.

    По-явила-сь, по-истин-е, о-писывал-ся.

    а) Явила-сь----приставочный;

    б) истине, поистина –таких слов нет, следовательно, способ образования слова -

    приставочно- суффиксальный;

    в)писывался-нет такого слова,но есть о-писывал - - суффиксальный.

    Итак, ответ ПОИСТИНЕ

  • Слайд 14

    В1-2.Укажите способ образования слова ВОСХИЩЕНИЕ.

    Это имя существительное на -ЕНИЕ,следовательно, способСУФФИКСАЛЬНЫЙ.

    Восхищ-ени-е от восхищ-а-ть, восхищать от восхит-и-ть.

  • Слайд 15

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке