Содержание
-
Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» Выполнила учитель русского языка и литературы Буцкова Светлана Анатольевна ГБОУ СОШ №2113 Москва 2015г.
-
Задача сжатого изложения
Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
-
Сжатие текста
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
-
Этап первый
Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым эпизодам д) по поступкам или размышлениям героев
-
2 Надо сформулировать основную мысль 3 Определить стиль и тип речи, особенности построения текста 4 Составить план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их
-
Типы речи 1. Описание 2. Повествование 3. Рассуждение
-
Стили речи
1. Научный 2. Официально-деловой 3. Разговорный 4. Публицистический 5. Художественный
-
Как определить микротему?
1. Выделяем главную мысль в абзаце 2. По ключевым словам и ключевым предложениям
-
Этап второй
Второе прочтение текста 1 В каждой микротеме определите существенное и дополнительное Существенное: раскрывает тему и идею текста Дополнительное: подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить
-
Выберите способ сокращения текста:
1. Исключение 2. Обобщение 3. Упрощение
-
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
-
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
-
Обобщение или объединение
парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
-
Замена(упрощение)
однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
-
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.
-
Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
-
Внимание !
При написании изложения экзаменуемым может быть использованалексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте илив информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемогоколичеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
-
Список использованной литературы:Методическая литература, использованная для разработки урока: Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.