Содержание
-
Презентация по русскому языку «Написание сочинения – рассуждения 9.2» Формат ОГЭ-2020 Составила Паутова Т.Е., учитель русского языка МБОУ СОШ№14 го Королёв МО
-
Структура сочинения-рассуждения 9.2 1. Тезис. 2. Аргумент — пример 1 + комментарий. 3. Аргумент — пример 2 + комментарий. 4. Заключение (по тезису). 1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Ваша задача — объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
-
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише: Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что… Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом… По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так: … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.
-
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста. В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны соответствовать тезису, иллюстрировать мнение о смысле цитаты. Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Попробую доказать справедливость своего суждения. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям… Это подтверждают предложения … Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор). Предложение … подтверждает мысль о том, что… Своё мнение могу доказать на таком примере из текста. Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых…
-
3. Вывод. Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.
-
Пример сочинения-рассуждения 9.2 Исходный текст (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку. (6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
-
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груше осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё: – (15)Вон твоя комнатушка. – (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. – (17)Каким златом-серебром? – (18)И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. – (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. – (23)Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела. – (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал? (По А. Лиханову)* * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист.
-
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете значение финальных слов текста: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. Храни нас Бог от этого магазина! Тогда уж добро изничтожится!» Пример сочинения Я считаю, что финальными словами текста: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. Храни нас Бог от этого магазина! Тогда уж добро изничтожится!» А.А. Лиханов выразил главную мысль отрывка: делая добро, не нужно ждать за него платы. Попробую доказать свою точку зрения. Во-первых, автор пишет, что тётя Груня, отдежурив на вахте в военном госпитале, приходит в госпитальные палаты и помогает раненым. Она не ждет от них благодарности, понимая, что её помощь просто необходима, потому что война, потому что «люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе» (предложение 3). Во-вторых, на вопрос Алексея Пряхина, которого тётя Груня выходила после тяжелейшего ранения, как он ей отплатит за её добро, каким «златом-серебром» рассчитается (предложения 16-17), она отвечает просто, что мир не магазин, а настоящее «добро без корысти» (предложение 25). Таким образом, словами «Храни нас Бог от такого магазина. Тогда уж добро изничтожится!» А. Лиханов подчеркивает мысль о том, что истинное добро всегда бескорыстно.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.