Презентация на тему "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2015" 9 класс

Презентация: Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2015
Включить эффекты
1 из 122
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2015"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 122 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 9 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    122
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2015
    Слайд 1

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку

    Экзамен состоит из 3 частей: - изложение (мин. 70 слов) - тест (13 заданий) -сочинение (мин. 70 слов) На выполнение заданий отводится 3 часа 55 минут

  • Слайд 2

    За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале. Отметка ≪2≫ выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы; отметка ≪3≫ выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей экзаменационной работы;

  • Слайд 3

    отметка ≪4≫ выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка ≪3≫.

  • Слайд 4

    Отметка «5»выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка ≪4≫.

  • Слайд 5

    Как писать изложение.

    Важно передать основное содержание текста. Помни! Текст состоит из 3 микротем, т.е. должно быть 3 абзаца. Пропуск абзаца или добавление лишнего недопустимо! Текст должен быть четко структурирован – 3 абзаца - 3 микротемы.

  • Слайд 6

    Приемы сжатия текста.

    1. Исключение 2. Обобщение 3. Упрощение Использование всех приемов на протяжении всего текста – обязательно! Использование 1 или 2 приемов автоматически снимает балл за работу.

  • Слайд 7

    Абзац должен быть!

    Текста должен быть четко структурирован – красная строка должна быть там, где вы задумали! Отступите от основного текста на 1,5 – 2 см. В тексте должно быть 3 абзаца, соответственно, 3 красные строки.

  • Слайд 8

    Прием написания основного текста

  • Слайд 9

    В черновике у вас должен получиться полный текст!

    Далее, находим в тексте места, где мы можем применить приемы сжатия.

  • Слайд 10

    Исключение.

    Ищем вводные слова и конструкции, незначительные факты и исключаем их из текста.

  • Слайд 11

    Обобщение.

    Ищем однородные члены предложения и находим обобщающее слово к ним.

  • Слайд 12

    Упрощение.

    Находим в текста сложные предложения (ССП, СПП, БСП) и делим на несколько простых предложений или убираем незначительные факты.

  • Слайд 13

    Всю работу выполняем на черновике, потом готовую работу переписываем набело в чистовик!

    Не забудьте проверить работу, правописание слов и расстановку знаков препинания. Объем работы – не менее 70 слов Максимальный балл за изложение - 7

  • Слайд 14

    Тестовая часть.

    Всего 13 заданий по определенным темам. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Задание начинается с № 2, т.к. задание № 1 – это изложение. Внимательно читайте формулировку заданий!

  • Слайд 15

    №2. Понимание текста.

    Выберите один вариант, который вам кажется правильным. Для понимания темы и основной мысли текста необходимо прочитать текст несколько раз. N.B.Исключите заведомо неверные ответы. Если есть сомнения между двумя ответами, перечитайте текст еще раз!

  • Слайд 16

    №3. Средства выразительности.

    Выразительные средства русского языка ТРОПЫ Слова, используемые в переносном значении Метафора Олицетворение Эпитет Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Градация Лексический повтор ФИГУРЫ РЕЧИ Синтаксические конструкции. Антитеза Инверсия Парцелляция Синтаксич. параллелизм Риторич.вопрос Риторич.обращение Вопросно-ответная форма изложения

  • Слайд 17

    Как выполняем.

    Задания бывают обычно двух типов: Среди четырёх вариантов ответов ищем предложение, в котором есть заданное средство выразительности (например, фразеологизм, метафора) В заданном предложении найти из четырёх перечисленных необходимое средство выразительности

  • Слайд 18

    Используйте метод исключения!

    вспомните, что обозначает заданный термин, затем внимательно прочитайте предложения. Помните, что некоторые средства трудно ограничить, т.к. они имеют переносное значение: эпитет, метафора, олицетворение (выучите наизусть их значение!)

  • Слайд 19

    Практикум.

    Какое из перечисленных средств выразительности использовано в предложении «Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце» (К. Паустовский) Сравнительный оборот Эпитет Метафора Гипербола Ответ __ метафора ___

  • Слайд 20

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Несколько дней назад юные защитники природы приметили в лесу дуб, на котором внизу узкой, почти незаметной полоской была снята кора. Браконьеры, не закончив пилить первое дерево, положили пилу и топоры, отошли на поляну и сели обедать. По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их в шалостях или даже в хулиганстве. Не было сомнения, что этот поступок оставит в сердцах след на всю жизнь. Ответ ___4____

  • Слайд 21

    Теория.

    Олицетворение – троп, основанный на том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или живому существу, не наделенному сознанием, приписываются действия или качества, присущие человеку. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (А.С. Пушкин)

  • Слайд 22

    Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства – цвет, форма, объем, функция, назначение, положение в пространстве и времени и т.д. метафора – это не слова, а сочетание слов в речи, например: Открыть дверь – открыть сердце Украсить ёлку – красить будни

  • Слайд 23

    Гипербола – стилистический прием, явное и намеренное преувеличение размеров, силы, значения, красоты описываемого предмета или явления. Цель этого образного выражения – усиление выразительности и подчеркивание мысли. Литота – это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Г. иЛ. Могут выражаться языковыми единицами различных уровней (словом, словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым)

  • Слайд 24

    Эпитет – это образное определение предмета, явления, действия, какого-либо качества или свойства. Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету или действию; это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательным. Золотая осень Плачущий фонтан Трескучий мороз Серый волк

  • Слайд 25

    Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. Сравнение может быть выражено словом, словосочетанием, сравнительным оборотом, придаточной частью и даже самостоятельным предложением.

  • Слайд 26

    Он сосредоточенно набивает свой желудок едой, как хорошая хозяйка набивает пасхальную утку яблоками (Д.Рубина) Автобус включенными фарами медленным утюгом пополз в гору (Д.Рубина)

  • Слайд 27

    Фразеологизмы – неделимые устойчивые сочетания, целостные по значению и структуре, воспроизводимые в речи в виде готовых единиц. Дать слово, кошки скребут на душе, легко сказать, тряхнуть стариной, иголка в стоге сена, зарубить себе на носу, сидеть на шее, бить баклуши и т.д.

  • Слайд 28

    Градация – постепенное усиление Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Парцелляция – экспрессивный прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически оформленные как самостоятельные предложения. Разные они люди. И по возрасту. И по характеру. И по взглядам на жизнь.

  • Слайд 29

    Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Говорить–изрекать, вещать, молоть, плести Антонимы – слова с противоположным значением. Антонимы лежат на основе антитезы. Добро – зло Утверждать - отрицать

  • Слайд 30

    № 4. Правописание приставок

  • Слайд 31

    При- имеет значение

  • Слайд 32

    Пре- имеет значение

    Высшая степень качества, действия («очень») Премилый (очень милый), презабавный (очень забавный), преспокойно (очень спокойно) То же, что и приставка ПЕРЕ- Преградить (перегородить), прервать (перервать), преобразовать (переделать)

  • Слайд 33

    Как выполняем

    Прежде всегоследует определить тип приставки (изменяемая/неизменяемая, при-/пре-) Внимательно читайте задание для определения правильного ответа. Если в задании сказано, что нужно найти приставку, которая имеет какое-либо значение, то нужно искать слова с приставками при-/пре-, потому что написание этих приставок определяется их значением.

  • Слайд 34

    Различай!

    По осеннему лесу – одеться по-осеннему По лесу (какому?) осеннему, осеннему – прилагательное, пишется раздельно Одеться (как?) по-осеннему, по-осеннему – наречие, пишется через дефис. Вернуться (когда?) вовремя (наречие) – во время урока (существительное) Работать (как?) вручную – наречие В ручную машинку – в машинку (какую?) ручную – прилагательное Навстречу (кому?) ветру (навстречу – предлог) Идти навстречу (наречие) Идти на встречу с другом (на встречу – существительное с предлогом)

  • Слайд 35

    Запомни написание наречий!

  • Слайд 36

    № 5 правописание суффиксов разных частей речи

    Для начала определите, какой частью речи является слово: Прилагательным – какой(-ая, -ое, -ие)?, чей? (признак предмета) Глаголом – что делать? что сделать? (действие предмета) Причастием – какой? (что делающий, что сделавший) (признак предмета по действию) Деепричастием – что делая, что сделав (добавочное действие к основному) Наречием – как, где, когда т.д. (признак действия, место, причина, цель, образ действия)

  • Слайд 37

    Н-НН в отымённых прилагательных

    Н В прилагательных, образованных от существительных -ан- песчаный -ян- серебряный -ин- пчелиный Исключения!Стеклянный, оловянный, деревянный Запомнить!Румяный, синий, зелёный, рдяный, свиной, пряный,багряный, рьяный, юный, но юннат НН В прилагательных, образованных от существительных -онн- революционный -енн- безветренный …н- старинный Исключения!Ветреный (день, человек) Запомнить!Ветряной (двигатель, мельница, оспа)

  • Слайд 38

    В отглагольных формах

    н В образованных от глаголов несовершенного вида: Тушить – тушёный В кратких причастиях: калитка покрашена нн В образованные от глаголов совершенного вида: Решить – решённый Исключение! раненый Образованные от глаголов с приставками (кроме приставки не-): Покрасить – покрашенный Если есть зависимое слово: Крашенный краской забор 4. Если есть суффиксы –ова- (-ева-): Маринованный Искл! Жёваный, кованый

  • Слайд 39

    Правописание суффиксов глаголов

    В глаголах с суффиксом -ыва-  (-ива) (всегда безударным),имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, например: свёртывать В 1л ед. числа этот суффикс сохраняется: осматриваю – осматривать У глаголов с суффиксом -ова-  (-ева-)при изменении формы на 1л ед. числа суффикс не сохраняется: беседую – беседовать

  • Слайд 40

    в суффиксах глагольных форм прошедшего времени перед суффиксом –л- сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.

  • Слайд 41

    Суффиксы причастий

    В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы: ·                     -ущ- (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: борющийся (борются), клокочущий (клокочут), колышущийся (колышутся), мелющий (мелют). ·                     -ащ- (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения: дышащий (дышат), жалящий (жалят), зависящий (зависят), клеящий (клеят), молящий (молят), хвалящий (хвалят). Исключения: Глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся. От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.).

  • Слайд 42

     В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы: ·                     -ем- (реже -ом-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организуемый (организуют), колеблемый (колеблют), ведомый (ведут), влекомый (влекут); ·                     -им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения:видимый (видят), зависимый (зависят), клеимый (клеят). Примечание. Причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити.

  • Слайд 43

    В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в прошедшем времени (или перед суффиксом -ть в неопределенной форме): клеивший (клеил, клеить), лелеявший (лелеял, лелеять). Причастия от глаголов типа обессилеть - обессилить отличаются гласными , и перед суффиксом -вш-, сравните: обессилевший(потерявший силы) и обессиливший (лишивший кого-нибудь силы).

  • Слайд 44

    В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы: 1) -нн-, если в прошедшем времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласные а, я: разрисованный (разрисовал, разрисовать), настоянный (настоял, настоять); 2) -енн-, ённ-во всех остальных случаях: выезженный (выездил), напоенный (напоил, напоить); также если причастия образованы от глаголов на -чь: выпеченный (выпечь), сбереженный (сберечь);  такие же суффиксы используются при образовании причастий от глаголов, у которых перед суффиксом в неопределенной форме -ти стоит согласная: привезённый (привезти), принесённый (принести), выметенный (вымести).

  • Слайд 45

    Суффиксы деепричастий

    В деепричастиях перед суффиксами -в-, -вш- также сохраняется та же гласная, которая стоит в прошедшем времени перед -л- (или в неопределенной форме перед -ть: выздоровев (выздоровел, выздороветь), услышав (услышал, услышать), подбоченившись (подбоченился, подбочениться).

  • Слайд 46

    №6 Лексика.

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски. Например: слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»; «будущий» — по сопоставлению с книжным «грядущий»; взгляд — взор; глаза — очи

  • Слайд 47

    Окраска слов

    нейтральная Стилистически окрашенное разговорное книжное просторечное

  • Слайд 48

    Как выполняем

    Определите, что обозначает данное слово Посмотрите, какая у данного слова стилистическая окраска (указано в задании) Найдите предложение, из которого взято слово. Контекст поможет понят значение слова именно в этом предложении. Подберите несколько синонимов к слову и выберите наиболее подходящий по контексту.

  • Слайд 49

    № 7 Словосочетание

    Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого) Подчинительная связь бывает трех видов: согласование, управление, примыкание

  • Слайд 50

    Типы связей слов в словосочетании

    согласование управление примыкание От главного к зависимому – вопросы Какой? Чей? Зависимое слово – прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. От главного к зависимому – вопросы падежей. Зависимое слово – существительное, местоимение. От главного к зависимому – вопросы наречий. Зависимое слово –наречие, деепричастие, инфинитив., Притяжательные местоимения ЕГО ЕЁ ИХ !!! Если в словосочетании есть предлог – всегда управление !!!

  • Слайд 51

    Найти главное и зависимое слово Определить, чем они выражены Зависимое слово Наречие Инфинитив Деепричастие Его её их? примыкание Отвечает на вопросы падежей? Или есть в словосочетании предлог? да нет управление Согласуются ли в роде, числе и падеже? согласование да нет да

  • Слайд 52

    Как выполняем

    Из связи согласование сделать управление: Деревянная шкатулка – шкатулка из дерева Из связи управление сделать согласование: Лодка с парусом – парусная лодка Из связи примыкание сделать управление: Больно вспоминать – вспоминать с болью Из связи управление сделать примыкание: Увидеть с трудом – трудно увидеть

  • Слайд 53

    № 8 Грамматическая основа

    Нужно найти подлежащее и сказуемое и выписать их в бланк.  Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в нём только один главный член и второй не нужен для понимания смысла,  то  это односоставное предложение.

  • Слайд 54

    Способы выражения подлежащего

  • Слайд 55

    ВИДЫ СКАЗУЕМОГО  

  • Слайд 56

    Способы выражения вспомогательной части в составном глагольном сказуемом

  • Слайд 57

    Способы выражения именной части сказуемого                               

  • Слайд 58

    Способы выражения вспомогательной части составного именного  сказуемого

  • Слайд 59

    Как выполняем.

    Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, что в нём главное, какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и полным? Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? ( это сказуемое.) Помните, что главные члены могут состоять не только из одного слова, но и из нескольких. Будьте внимательны со словом БЫТЬ. Данное слово может быть подлежащим только в значении «находиться» (Он был здесь, то есть находился).В остальных случаях глагол является частью составного именного сказуемого ( Она была педагогом). Сложно бывает определить, входит инфинитив в составное сказуемое или нет. Запомните: инфинитив является частью сказуемого, если оба действия совершает подлежащее (Он решил прочитать эту книгу). Если же действие, выраженное инфинитивом, будут совершать другие, то это не сказуемое. (Он   предложил  записаться в кружок.  Здесь  он  предложил - это основа, предложил ЧТО? записаться, это  дополнение, ведь записываться будут уже другие).  

  • Слайд 60

    №9. Обособленные члены предложения

    Обособленные члены предложения - это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания. Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом. Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

  • Слайд 61

    Обособленное определение находим следующим образом: оно должно отвечать на вопросы определения ( какой? и др), быть выражено причастным оборотом, прилагательным с зависимыми словами , одиночными или однородными определениями.

    Девочка, так увлечённо читающая книгу, привлекал внимание окружающих. ( Обособленное определение выражено причастным оборотом). Радостные, они не замечали усталости.( Одиночное обособленное определение) Радостные и восторженные, они не замечали усталости.( Однородные обособленные определения). Путешествие, увлекательное с самого начала, оставалось таковым до конца. (Обособленное определение, выраженное прилагательными с зависимыми словами).

  • Слайд 62

    Как найти обособленное приложение.

    Нужно помнить, что приложение – определение, выраженное существительным. Значит, в обороте, который вы нашли, обязательно главным словом должно быть имя существительное . Если  в предложении есть тире, то обратите на него особое внимание, потому что приложение часто обособляется тире. Помните, что приложение - определение, поэтому тоже отвечает на вопросы какой ? и др.

  • Слайд 63

    Примеры.

    Он, человек стеснительный, весь вечер просидел в стороне. Астрахань - великое рыбное царство - предстала перед его взором.

  • Слайд 64

    Как найти предложение с обособленным обстоятельством

    Сначала вспомните вопросы обстоятельства ( где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным  деепричастием.

  • Слайд 65

    Примеры

    Он, собрав остаток сил, продолжал идти вперёд. Он рассказывал, улыбаясь. Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др. Примеры. Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих. Благодаря поддержке родителей, он смог справиться с данной задачей.

  • Слайд 66

    Как определить, что данный обособленный член - дополнение?

    Обособленные дополнения в заданиях предлагаются редко, но и их нужно уметь видеть в тексте. Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей. Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить : кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др.

  • Слайд 67

    Примеры

    Здесь, за малым исключением, собрались люди, хорошо знающие друг друга. Настроение, сверх обыкновения, было просто замечательное.

  • Слайд 68

    Часто в задании нужно не просто найти определённый обособленный член предложения, а однородные обособленные члены. Это сделать вовсе не трудно. Просто обособленных членов должно быть сразу два (редко - три), они стоят всегда рядом или идут друг за другом. Если между ними есть союз И, то тогда по правилу постановки знаков препинания при однородных членах между оборотами запятой не будет, только перед и после них.

  • Слайд 69

    № 10 Вводные слова и предложения

    Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он говорит. На письме они выделяются  с обеих сторон  запятыми. В устной речи вводные слова произносятся с особой интонацией: более быстро, чем остальные слова. Вводные слова не являются членами предложения.

  • Слайд 70

    Вводные предложения, слова и сочетания выделятся запятыми Например: Кажется, будет тепло. Мне кажется, доклад слушателям понравился. Если перед вводным словом стоит союз А, то запятая перед вводным словом НЕ ставится Тема на уроке новая, а значит, она должна вызвать интерес. Исключение: если перед союзом стоит слово с частицей НЕ, то после союза А запятая ставится. Жизнь его не праздник, а , наоборот, постоянная борьба за выживание.

  • Слайд 71

    Значения вводных слов

  • Слайд 72
  • Слайд 73
  • Слайд 74

    Как выполняем

    Вспомните, что такое вводные слова (слова, выражающие различные оттенки чувств, помогающие оформить мысли и т.д.) Это не члены предложения, они легко могут быть убраны из текста. Найдите в предложениях все запятые. Исключите знаки по другим правилам (например, при однородных, обособленных членах, обращении, знаки между простыми предложениями в составе сложного и др.). Найдя вводные слова, ещё раз убедитесь, что вы не ошиблись. Для этого подумайте, какое значение имеет данное вводное слово (вспомните теорию). Редко, но бывает задание, по которому нужно найти знаки, выделяющие вводное предложение. Сначала вспомните, чем вводное предложение отличается от вводного слова (в нём есть основа). Имейте в виду, что вводное предложение может выделяться тире или скобками. Если вы увидели данные знаки, прежде всего обратите внимание именно на них.

  • Слайд 75

    №11 Количество грамматических основ

    Данное задание связано теоретически с заданием № 8. Вспомните, что такое грамматическая основа, чем бывают выражены главные члены предложения. В бланке ответ должен быть записан цифрой. В основном даются сложные предложения с несколькими грамматическими основами.

  • Слайд 76

    № 12. Знаки препинания в сложном предложении

    Вспомним, что сложные предложения бывают  трёх типов: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное. Каждый тип  сложного имеет свои правила постановки знаков между частями  предложения. Вспомним эти правила.

  • Слайд 77

    Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (ССП)

    ССП - это предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, так как предложения в составе ССП не зависят друг от друга, равноправны. Основное правило: запятая ставится между частями сложного предложения, соединёнными сочинительными  союзами, то  есть в ССП.

  • Слайд 78
  • Слайд 79

    Нужно помнить, что бывают так называемые двойные союзы, которые характеризуются тем, что первая часть союза стоит в первой час и предложения, а вторая- во второй: не только…, но и как…, так и не столько…, сколько

  • Слайд 80

    СПП - это предложение, в котором есть главное предложение и придаточное, то есть зависящее от главного, причём в предложении моет быть несколько придаточных. Соединяются придаточные с главными подчинительными союзами и союзными словами(то есть частями речи, которые выполняют роль союзов, оставаясь  при этом членами предложения). Вспомним эти союзы, чтобы зрительно находить их в предложении, а значит, видеть те запятые, которые соединяют части предложения, связанные подчинительной связью ( именно так требуется по заданию).

  • Слайд 81
  • Слайд 82

    Основное правило постановки запятой между частями СПП

    Если предложение СПП, то между частями ставится запятая перед подчинительным союзом. Однако не всё так просто. Есть несколько очень важных исключений, которые необходимо запомнить

  • Слайд 83

    Запятая между частями СПП не ставится в следующих случаях: Если перед подчинительным союзом или союзным словом есть отрицание с частицей НЕ. Пример. Старайся представить не как ты провалишься на экзамене, а как сможешь показать все свои знания. Если придаточное предложение в своём составе имеет только одно союзное слово. Пример. Она сердилась на него, но сама не понимала за что( выделенная часть предложения- придаточное, состоящее из одного союзного слова, поэтому нет запятой). Не ставится запятая перед вторым простым предложением, если пред ним стоят слова а именно, в частности, особенно, а также, то есть и подобные. Пример. Путешествие придётся прервать в сезон дождей, а именно когда наступит сентябрь.

  • Слайд 84

    Часто в предложении бывает несколько придаточных. Как же нужно ставить знаки препинания в этом случае? Рассмотрим данные правила.

    Если в СПП несколько придаточных и между ними нет союзов, то запятая ставится. Пример. Мне казалось, что все вокруг  смотрели на меня с удивлением, что в их глазах было сожаление. Если два однородных придаточных соединены соединительным или разделительным союзом, то запятая между ними не ставится. Пример. Учитель объяснил , как нужно выполнять данное задание и как не ошибиться  постановке знаков препинания.

  • Слайд 85

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

    Основной знак препинания - запятая. В таких предложениях нет осложняющих конструкций внутри простых. Пример. Спектакль закончился, театр опустел. Если хотя бы одно предложение осложнено чет-то, то между простыми ставится точка с запятой. Пример. Спектакль, вызвавший такие бурные овации, закончился; театр опустел.

  • Слайд 86

    Ставится тире: Если предложения противопоставлены по смыслу ( в таких случаях легко поставить союзыА, ЗАТО, НО, ОДНАКО, ДА в значении НО) Пример: Стоял июль - погода же была прохладной. Во второй части предложения содержится быстрая смена событий, происходит что-то неожиданное. Пример: Он заплакал - все засмеялись. Первая часть имеет обстоятельственные значения времени, условия или причины ( легко можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Пример. Лес рубят - щепки летят.

  • Слайд 87

    Во втором предложении содержится значение следствия ( можно вставить слово ПОЭТОМУ). Пример. Похвала приятна - как её не желать ? Во втором предложении содержится сравнение ( легко вставить сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО). Пример: Посмотрит - рублём одарит. Второе предложение – присоединительное в предложении есть или можно вставить слова ЭТО,ТАК,ТАКОВ  и другие). Пример. Приказ надо выполнять – так он был воспитан.

  • Слайд 88

    Ставится двоеточие: Во втором предложении- пояснение, раскрытие содержания первого( можно вставить  А ИМЕННО). Пример. Дети были наказаны: им не разрешалось гулять в этот день. Во втором предложении дополняется содержание первого (легко можно вставить слово ЧТО или такие слова: И УВИДЕЛ,ЧТО ; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО ) Пример. Он выглянул в окно: всё было белым от первого снега. Во втором предложении содержится причина (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).

  • Слайд 89

    Как выполняем.

    Внимательно прочитайте задание, вдумайтесь в него, чётко представьте, какие именно знаки препинания вы будете искать, при каком предложении: ССП, СПП или БСП. Если это БСП, то значит, что между простыми не должно быть союзов вообще. Не перепутайте с простыми предложениями с однородными членами. В БСП обязательно должно быть несколько грамматических основ. Если это ССП, то ищите сочинительные союзы ( вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже легко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух. Несколько проще найти СПП, так как подчинительные союзы соединяют только простые предложения в сложном.

  • Слайд 90

    Во-первых, придаточное может стоять перед главным, а вы обычно ищите запятую перед подчинительным союзом. Поэтому внимательно смотрите на всё предложение, ищите подчинительные союзы, вспомните их. Во-вторых, придаточное  может стоять в середине главного. Значит, что запятых будет уже две, а не одна. В-третьих, будьте внимательны, когда в предложении несколько придаточных. Особенно если они однородные. Не забудьте про запятую после второго придаточного предложения. Наконец, помните, что вы должны найти запятые только при сложном предложении. Никакие другие по другим правилам не записывайте в ответе.

  • Слайд 91

    № 13. Типы подчинения придаточных предложений в сложноподчинённом

    Как выполняем: Среди данных предложений выделите СПП (ПП, ССП, БСП исключаем сразу). Возможно, у вас останется только 1 вариант, НО, в любом случае, нужно разобрать тип подчинения придаточных. Запишите номер выбранного предложения в бланке.

  • Слайд 92

    Однородное подчинение придаточных При данном типе подчинения придаточные - однородные, то есть отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному главному предложению, являются одинаковыми по виду( например, все- придаточные времени, или места, или определительные и т.д.). Помните, что если два однородных придаточных соединены разделительным или соединительным одиночным союзом, то запятая между ними НЕ ставится. Пример. Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание , как нужно применять теорию для его выполнения.( В данном примере оба придаточных- изъяснительные). Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание  И как нужно применять теорию для его выполнения.( В данном примере между двумя изъяснительными придаточными есть союз И, поэтому запятая между ними не ставится).

  • Слайд 93

    Параллельное ( или неоднородное) подчинение придаточных При данном типе подчинения придаточные - разные по виду, хотя и относятся к одному главному предложению, но только к разным словам в нём. Пример. Когда наступило утро, путники решили идти дальне, договорившись, по какому пути они пойдут.( Первое придаточное- времени, второе- изъяснительное).

  • Слайд 94

    Последовательное подчинение придаточных В данном сложноподчинённом предложении первое придаточное  относится к главному, второе - к первому придаточному и так далее, по цепочке. Отсюда и название - последовательное подчинение. Пример. Путники решили, что пойдут по той дороге, которая отмечена на карте. ( В данном предложении  первое предложение относится к главному, а второе -к  первому придаточному: по дороге какой?)

  • Слайд 95

    Комбинированное подчинение придаточных Это сложный тип подчинения, на ОГЭ предложения с подобным типам не встречаются. Но экзамен есть экзамен. Могут и быть  подобные предложения. Поэтому лучше подготовиться и знать. Для комбинированного типа характерно то, что в одном предложении одновременно могут быть разные типы подчинения придаточных. Разберём пример. Вокруг (где именно?), куда ни посмотришь, были празднично одетые люди, так что трудно было понять, выходной ли или будний сегодня день.( Первое и второе предложение- параллельный тип подчинения, а  второе и третье- последовательный)

  • Слайд 96

    № 14. Сложное предложение с разными типами связи

    Данный тип заданий является обобщающим по теме: « Сложное предложение». Если хорошо знать теоретический материал заданий № 12 и 13, то выполнить это будет очень просто. Поэтому советую сначала ещё раз вспомнить теорию по 12 и 13 заданиям, и только потом приступать  к выполнению последнего задания.

  • Слайд 97

    Как выполняем.

    Найдите грамматические основы, убедитесь, что данное предложение – сложное. В нём должно быть не мене двух грамматических основ. Не забудьте, что предложения могут быть односоставными, поэтому не всегда в основе есть подлежащее. Главное то, что речь в предложениях идёт о чём-то разном. Если между простыми предложениями нет союзов- то это бессоюзная связь. Это самый простой тип связи предложений в сложном. Если между простыми есть сочинительные союзы, то это союзная сочинительная связь. Вспомните сочинительные союзы. Если же простые соединены подчинительными союзами, то это союзная подчинительная связь. Не забывайте, что придаточное может стоять  перед главным, тогда союз ищите в начале предложения. Может придаточное находиться в середине главного, тогда в ответе будет две цифры, обозначающие запятые . Вспомните типы подчинительных союзов.

  • Слайд 98

    Образец рассужденияРядовой    появился на батарее с хорошими новостями: он  видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

    Нахожу грамматические основы: РЯДОВОЙ ПОЯВИЛСЯ, ОН ВИДЕЛ, ВЫБИЛИ.В данном предложении три грамматические основы. Между первым и вторым предложениями стоит двоеточие, нет союзов - это бессоюзная связь. Второе и третье предложения соединены союзом КАК, это подчинительный союз, поэтому здесь союзная подчинительная связь. Делаю вывод: данное предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью . Пишу номер именно этого предложения, если будет задание: найти сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  • Слайд 99

    Задание 15.3

    Структура сочинения-рассуждения 1. Тезис (дать определение понятию и прокомментировать ее, можно поставить вопрос)2. Аргумент 1 + пример + комментарий.3. Аргумент 2 + пример + комментарий.4. Заключение (по тезису) 

  • Слайд 100

    Помните!

    Как и в изложении, у вас должно быть три – четыре абзаца! Обязательна опора на текст, т.е. у вас должна быть ссылка, пример из текста. Обратите внимание на имя автора. Если не можете вспомнить пример для второго аргумента (худ.литература или из собственного опыта) – придумайте! Объем работы – минимум 70 слов. Используйте вводные слова и предложения.

  • Слайд 101

    Примерные клише

    Тезис На мой взгляд, СЛОВО - это...(или)По моему мнению, СЛОВО - это... (или)Мне кажется, что СЛОВО - это... (или)Я думаю, что СЛОВО - это... (или)Что такое СЛОВО? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что... Уместным будет ввод риторического вопроса, на который вы должны дать ответ в заключении, исходя из ваших аргументов!

  • Слайд 102

    Аргумент 1 Обратимся к тексту (ФИО автора), в котором говорится о... (или) В тексте (ФИО автора) поднимает проблему...В предложении № ... автор говорит о том, что... (или) Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте.

  • Слайд 103

    Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)В жизни мы часто наблюдаем... (или)Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз... Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт (случай из жизни, опора на прочитанную книгу, просмотренный фильм или телепередача) Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом.

  • Слайд 104

    Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)Таким образом, можно заключить, что... (или)В заключение я хочу сказать, что... Здесь должен содержаться ответ, заданный в начале работы или вывод по поставленной проблеме.

  • Слайд 105

    Подбираем слова для определения и комментария.

    ПОНЯТИЕ, которое нужно раскрыть Синонимы Антонимы Прилагательные, которые с ним сочетаются (какое он, это понятие) Глаголы (что делает это понятие) Гиперонимы (что это такое вообще, общее понятие) Наречия (как это делается)

  • Слайд 106

    1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.2. ВЫБОР - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.ДРУЖБА -  это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. 

  • Слайд 107

    6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. 7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.8.  МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах.  Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению.  Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.ИСКУССТВО - это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

  • Слайд 108

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе. 10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. 12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. 13. ВЗАИМОВЫРУЧКА  - это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе".  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия  могут совершаться во благо. 14.  СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. 

  • Слайд 109

    Образец

    Что такое счастье?            Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё.                 Например,  у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца  слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело».               Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому-то тепло, оказал поддержку.                   Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему.  И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно.   (210)  

  • Слайд 110

    Критерии оцениванияизложения ИК1 – ИК3 (макс.балл - 7)

    ИК1 Содержание изложения Точная передача основного содержания – 2 Точная передача основного содержания, но упущение или добавление одной микротемы – 1 Точная передача основного содержания, но упущение или добавление более одной микротемы - 0

  • Слайд 111

    ИК2 Сжатие исходного текста

    Использование одного или несколько приемов на протяжении всего текста (в каждой микротеме) – 3 Использование одного или несколько приемов для сжатия двух микротем – 2 Использование одного или несколько приемов для сжатия одной микротемы – 1 Нет приемов сжатия - 0

  • Слайд 112

    ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

    Нет нарушений абзацного членения, отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена – 2 Допущена одна логическая ошибка, имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 Просматривается коммуникативный замысел, но имеется более одной логической ошибки, два случая нарушения абзацного членения текста - 0

  • Слайд 113

    Критерии оценивания 15.3 С3К1 – С3К4 (макс.балл - 9)

    С3К1 Толкование значения слова Дано определение слова и прокомментировано – 2 Дано определение, но нет комментария – 1 Дано неверное определение слова или отсутствует - 0

  • Слайд 114

    С3К2 Наличие примеров – аргументов.

    Имеются два примера – аргумента: из прочитанного текста и жизненного опыта или два примера из текста – 3 Имеется один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 Имеется один пример-аргумент из жизненного опыта – 1 Нет примеров-аргументов - 0

  • Слайд 115

    С3К3 Смысловая цельность и последовательность сочинения

    Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста – 2 Допущена одна логическая ошибка, одно нарушение абзацного членения – 1 Имеется коммуник5ативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, два случая нарушения абзацного членения текста - 0

  • Слайд 116

    С3К4 Композиционная стройность

    Композиционно стройная и завершенная работа, ошибок в построении текста нет – 2 Допущена одна ошибка в построении текста – 1 Допущено две и более ошибок в построении текста - 0

  • Слайд 117

    Критерии оценки грамотности и фактической точности речи. ГК1 – ГК4, ФК1 (максим.балл 10)

    ГК1. Соблюдение орфографических норм Допущено не более одной ошибки – 2 Две-три ошибки -1 Допущено 4 и более ошибок – 0 ПОМНИТЕ! По критериям ГК и ФК проверяются изложение и сочинение вместе.

  • Слайд 118

    ГК2 Пунктуационные нормы Допущено не более двух ошибок – 2 Допущено две – три ошибки – 1 Допущено пять и более ошибок – 0 ГК3 Грамматические нормы Допущена одна ошибка – 2 Допущено две ошибки – 1 Допущено три и более ошибок - 0

  • Слайд 119

    ГК4 Речевые нормы Допущено не более двух ошибок – 2 Допущено три – четыре ошибки -1 Допущено пять и более ошибок – 0 ФК1 Фактическая точность письменной речи Ошибок в изложении материала, а так же в понимании и употреблении терминов нет – 2 Допущена одна ошибка в изложении материала или употребления терминов – 1 Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов - 0

  • Слайд 120

    Критерии ГК и ФК применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140 и более слов. Если в изложении и сочинении менее 70 слов, то работа по критериям ГК оценивается 0 баллов. Если выполнена только одна творческая работа, то оценивание осуществляется в соответствии с объемом работы.

  • Слайд 121

    Максимальное количество баллов за всю экзаменационную работу - 39

    0 – 14 выставляется отметка «2» 15 – 24 выставляется отметка «3» 25 – 33 выставляется отметка «4» 34 – 39 выставляется отметка «5»

  • Слайд 122

    Удачи!

    Успешная сдача экзамена зависит от вас самих! Не поддавайтесь панике, будьте спокойны и сосредоточены. Старайтесь выполнить все задания, помните, что каждый балл на счету. Если не можете вспомнить правило при выполнении теста, перейдите к следующему, потом можете вернуться к ней и еще раз обдумать. Не оставляйте без ответа ни одно задание! Если не уверены в правильном ответе – доверьтесь интуиции!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке