Презентация на тему "Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся" 6 класс

Презентация: Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.08 Мб). Тема: "Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся". Предмет: русский язык. 41 слайд. Для учеников 6 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    41
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
    Слайд 1

    Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся

    Презентацию составила учитель русского языка и литературы Филатова Т.С. МАОУ «Туртасская СОШ» УМР

  • Слайд 2

    Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. (Конфуций) Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технологияразвития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

  • Слайд 3

    Формы организацииучебного занятия по технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.

    Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, ищут нужную информацию в словарях и учебниках, обсуждают прочитанное.

  • Слайд 4

    Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя в основном координирующая.

  • Слайд 5

    Акцент при работе с текстом в технологии развития критического мышления смещается на индивидуальное осмысление и принятие предлагаемой учителем информации.

  • Слайд 6

    Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что формирование понятий — одна из основных целей мыслительной деятельности, а умение критически мыслить — средство для достижения этой цели.

  • Слайд 7

    Одним из приемов демонстрации процесса мышления являетсяПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 

  • Слайд 8

    Данный прием может эффективно использоваться на уроках гуманитарного цикла, где особенно важна работа с текстоми словом как на стадии осмысления материала, так и для систематизации знаний обучающихся.

  • Слайд 9

    Работа в рамках данного приема ведется в группах по 5-6 человек Учащимся выдается мини-словарик или карточки (примерно 10 определений) с определениями тех понятий, которые должны быть усвоены. Затем учащиеся должны в течении 10 минут усвоить эти понятия в группе, выделив в них отличительные признаки. Необходимо сформулировать определения этих понятий своими словами и записать в группе, что получилось.

  • Слайд 10

    Затем по кругу задаются вопросы по данным понятиям. При этом используется прием“Толстые и тонкие вопросы”.

  • Слайд 11

    Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.

  • Слайд 12

    После того, как понятия усвоены, каждая группа должна составить, используя их, связанный текст, по предложенному жанру (например: лингвистическая сказка, детектив и т.п.).

  • Слайд 13

    Текст оценивается по следующим критериям: Количество использованных понятий, вошедших в понятийно-терминологическую карту; Точность в употреблении понятия; Занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрации; Составление текста должно занять не более 10-15 минут.

  • Слайд 14

    Как можно использовать прием понятийно-терминологической карты на уроке?

  • Слайд 15

    Мы провели исследование на уроке русского языка в 6 «а» классе по теме «Что такое причастие. Место причастия в системе частей речи»и готовы поделиться опытом!

  • Слайд 16

    Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию и состоят из трех основных стадий:- Вызов- Осмысление- РефлексияДля проведения урока обучающимся дается домашнее задание на выбор: составить кластер по теме «Прилагательное» или «Глагол», либо выписать в тетрадь основные признаки этих частей речи

  • Слайд 17

    При изучении новой темы «Причастие», я предложила обучающимся разбиться на группы по 5 человек. Каждой группе были предложены по три термина с понятийными карточками, перепутанными между собой.

    См. приложение

  • Слайд 18

    Приложение(разрезная понятийно-технологическая карта для работы на уроке)

    Прилагательное  ----------------------------------------------------------- Глагол  ----------------------------------------------------------- Причастие  ----------------------------------------------------------- (термины)

  • Слайд 19

    …это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: Какой? Чей? --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи делится на три разряда (качественные, относительные, притяжательные). Изменяется по числам, родам и падежам. Могут иметь полную или краткую форму, степени сравнения. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи может быть любым членом предложения, но чаще всего выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- …это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?» --------------------------------------------------------------------------------------------------------  В русском языке эта часть речи может быть любым членом предложения, хотя чаще всего выступает в роли сказуемого.  (понятия)

  • Слайд 20

    Эта часть речи имеет ряд грамматических признаков: может относиться к совершенному или несовершенному виду, быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, спрягаются. Могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- …это  особая  форма  глагола,  которая  обозначает признак  предмета  по  действию  и  отвечает  на  вопросы:     какой?  какая?  какое?  какие? что делающий? что делавший?    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи имеет ряд морфологических признаков: вид, время, возвратность; изменяется по родам, числам, падежам. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------  Эта часть речи образуется от глаголов с помощью суффиксов: -ущ-(ющ), -ащ-(ящ), -ем-(ом), -им-; -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-  Например:   сверкавший,  плачущая,  палящее,  переливающиеся.     --------------------------------------------------------------------------------------------------------------   В  предложениях  обычно  согласуются  с  именами   существительными  и  выступают  в  роли  определения:    

  • Слайд 21

    Первая задача для команд на стадии вызова(время выполнения – 8-10 мин)Путем исключения и обобщения знакомого материала нужно было систематизировать предложенные понятия так, чтобы в конечном результате осталась только новая информация

  • Слайд 22

    Для того, чтобы справиться с этим заданием, ребятам пришлось вспомнить и переработать большое количество информации по темам «Глагол» и «Прилагательное». Здесь им очень пригодились кластеры.

  • Слайд 23

    Кластер по теме «Прилагательное». Чуть позже он пригодится и для составления вопросов противникам. Чистякова Полина

  • Слайд 24

    Вот, что должно остаться под термином «Причастие»

    …это  особая  форма  глагола,  которая  обозначает признак  предмета  по  действию  и  отвечает  на  вопросы:     какой?  какая?  какое?  какие? что делающий? что делавший?  -------------------------------------------------------------------------------------------------------Эта часть речи имеет ряд морфологических признаков: вид, время, возвратность; изменяется по родам, числам, падежам. ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи образуется от глаголов с помощью суффиксов: -ущ-(ющ), -ащ-(ящ), -ем-(ом), -им-; -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-  Например:   сверкавший,  плачущая,  палящее,  переливающиеся.      ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В  предложениях  обычно  согласуются  с  именами   существительными  и  выступают  в  роли  определения:    

  • Слайд 25

    Стадия осмысления Вторая задачаТонкие и толстые вопросы для соперниковвремя выполнения – 5-6 минут

  • Слайд 26

    Мозговой штурм!

  • Слайд 27

    Тонкие и толстые вопросы, которые придумали дети для соперников1. Дайте 3 объяснения, почему причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного; 2. Как вы думаете, какие признаки глагола имеет причастие;3. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Согласны ли вы с этим?4. Как вы считаете, изменяется ли причастие по родам, числам, падежам? 5. С какой частью речи согласуется причастие?

  • Слайд 28

    Составляя вопросы соперникам, обучающиеся повторяют и закрепляют новый материал, а игровая форма не делает этот процесс скучным.

  • Слайд 29

    Третья задача на стадии осмысленияСоставление лингвистической сказки на основе изученного материалавремя выполнения – 10 минут

  • Слайд 30

    Лингвистическая сказка, придуманная одной из команд:

  • Слайд 31

    Жили-были в стране Морфологии Причастие, Прилагательное и Глагол. Они были лучшими друзьями. Шло однажды Причастие по улице и потеряло все свои способности. Расплакалось оно и пошло к друзьям, рассказало свою беду. Не оставили они подругу без помощи и поделились своими способностями. Глагол поделился временем, видом и возвратностью, подарил значение действия, а Прилагательное поделилось своими вопросами: какой? Чей? Разрешило пользоваться своими непостоянными признаками: родом, числом и падежом и выступать в предложении в роли определения. Обрадовалось Причастие и придумало себе новые суффиксы: ащ(ящ), ущ(ющ), ом(ем), т и др. , чтобы отличаться от друзей. Так дружба и победила!

  • Слайд 32

    Стадия рефлексииДля обобщения и выявления пробелов в знаниях последним заданием для команд стало заполнение пробелов в карточках.На обратной стороне карточек детям было предложено поделиться, что для них оказалось самым сложным и самым простым при изучении нового материала. (5-7 мин)Кроме того, ребята в группах сами оценивали друг друга при подведении итогов урока.

  • Слайд 33

     ***Причастие  совмещает  в  себе  признаки  глагола  и  прилагательного.   Глагол Прилагательное           ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  *** Причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:   настоящего времени прошедшего времени      Примеры: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ***Задания под звездочкой сразу раздавать не нужно, эти карточки нужны для обобщения материала в конце урока на стадии рефлексии 

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Плюсы и минусы урока+:детям было интересно самим добывать знания; соревновательный дух заставил быстрее включиться в работу;коллективная работа способствовала умению выслушивать чужую точку зрения, приходить к общему выводу;чтобы правильно составить терминологическую карту, детям пришлось «перекопать» и вспомнить большое количество информации;-:обучающимся со слабой мотивацией к учебе было сложно втянуться в процесс; большая подготовка преподавателя

  • Слайд 36

    Вывод:Для того, чтобы каждый ученик смог «взять» для себя необходимый информационный багаж, нужно, чтобы предлагаемый материал был разноплановым, интересным, отвечающий потребностям максимального количества учащихся, но одновременно оставляющим путь к самостоятельному исследованию.

    Таким образом, понятийно-терминологические карты – универсальное средство ФГОС для эффективного усвоения материала на уроках гуманитарного цикла.

  • Слайд 37

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 38

    Приложение(разрезная понятийно-технологическая карта для работы на уроке)

    Прилагательное  ----------------------------------------------------------- Глагол  ----------------------------------------------------------- Причастие  ----------------------------------------------------------- (термины)

  • Слайд 39

    …это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: Какой? Чей? --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи делится на три разряда (качественные, относительные, притяжательные). Изменяется по числам, родам и падежам. Могут иметь полную или краткую форму, степени сравнения. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи может быть любым членом предложения, но чаще всего выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- …это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?» --------------------------------------------------------------------------------------------------------  В русском языке эта часть речи может быть любым членом предложения, хотя чаще всего выступает в роли сказуемого.  (понятия)

  • Слайд 40

    Эта часть речи имеет ряд грамматических признаков: может относиться к совершенному или несовершенному виду, быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, спрягаются. Могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- …это  особая  форма  глагола,  которая  обозначает признак  предмета  по  действию  и  отвечает  на  вопросы:     какой?  какая?  какое?  какие? что делающий? что делавший?    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта часть речи имеет ряд морфологических признаков: вид, время, возвратность; изменяется по родам, числам, падежам. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------  Эта часть речи образуется от глаголов с помощью суффиксов: -ущ-(ющ), -ащ-(ящ), -ем-(ом), -им-; -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-  Например:   сверкавший,  плачущая,  палящее,  переливающиеся.     --------------------------------------------------------------------------------------------------------------   В  предложениях  обычно  согласуются  с  именами   существительными  и  выступают  в  роли  определения:    

  • Слайд 41

     ***Причастие  совмещает  в  себе  признаки  глагола  и  прилагательного.   Глагол Прилагательное           ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  *** Причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:   настоящего времени прошедшего времени      Примеры: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ***Задания под звездочкой сразу раздавать не нужно, эти карточки нужны для обобщения материала в конце урока на стадии рефлексии 

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке