Содержание
-
Презентация на тему характеристика свистящих звуков.[С] – [C‘][Ц]
.
-
Общая характеристика группы свистящих звуков.
В группу свистящих входят звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с'], [з], [з'], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с'] - дополнительным подъемом средней части языка. В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы. Если у Вашего ребенка нарушено несколько звуков данной группы, работу над постановкой нужно начинать со звука [с]. Звуки С, З одного места образования: во время их произношения кончик языка находиться у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.
-
С (С')
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости: согласный, согласный. По участию в артикуляции мягкого неба ротовой ротовой. По работе голосовых складок глухой, звонкий. По способу образования – щелевой, щелевой. По месту образовния – переднеязычный, переднеязычный. По степени напряжения средней части языка – твердый (мягкий), твердый (мягкий)
-
Правильная артикуляция
Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз (рис. 1, 2, 6). Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты, напряжение выдыхаемой струи сильное. Рис. 1. Артикуляции звуков с, з в натуре.Рис. 2. Профиль артикуляции звуков с, з.При мягком СЬ спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы, см. пунктирную линию в профиле артикуляции звуков С, 3. Рис. 1. Артикуляции Рис. 2. Профиль артикуляции звуков с, з.
-
Виды искажений звука.Дефекты артикуляции.
Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом. Различают следующие виды сигматизма.
-
Межзубный сигматизм
Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости (рис. 3).
-
Призубный сигматизм
Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук (рис. 4). Рис. 4. Призубный сигматизм.
-
Шипящий сигматизм
Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака) (рис. 5). Рис. 5. Шипящий сигма- тизм.
-
Губно-зубной сигматизм
Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».
-
Боковой (латеральный) сигматизм
Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах: Рис. 6. Боковой сигма-тизм (стрелка означает прохождение воздуха между боками языка и щеками).Рис. 8. Фронтальный разрез при боковых С и 3: спинка языка упирается в небо, края языка оторваны от коренных верхних резцов.Голосовыдыхательная струя проходитчерез один или оба прохода между боковымизубами и краями языка, кончик языка подняткверху (рис. 6, 8). Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходитпо одной или обеим сторонам рта у коренныхзубов. В обоих случаях слышится неприятныйзвук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны. Рис. 9. Носовой сигматизм.Рис. 7. Фронтальный разрез нормальной артикуляции С и 3.В некоторых случаях бокового сигматиз-ма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.
-
Носовой сигматизм
Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении сиз корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных, рис. 9. Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка. Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом.
-
Парасигматизмы
Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка. Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом.
-
Виды парасигматизмов
Чаще всего это явление связано с нарушением фономатического слуха у ребенка Губно-зубной – замена на Ф (фанки, фобака) Призубной – замена на Т (танки, тобака) Замена любых звуков на Т и Д называются ТЕТТИЗМОМ. ТЕТТИЗМ – часто встречается у детей с нарушением слуха Шипящий – замена на Ш (шанки, шобака)
-
Подготовительный этап постановки звука.
Отработка базовых звуков И и Ф. Проводится работа на развитие фонематического слуха. Подбор арт- упражнений, зависит и от правильной артикуляции и от вида упражнения. В простейших случаях звук С ставится по подражанию: перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки («сделать заборчик»), а затем, не разжимая зубы (заборчик не ломать!), сильно подуть, как насос: с... с... с... Можно посвистеть: с, с, с. Внимание ребенка следует обратить на «тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.
-
Приемы постановки свистящих при разных видах сигматизма
При межзубном и призубном (рис. 3,4) сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.
-
Важно помнить!
На рисунке 10 показана установка с механической помощью зазубного нижнего положения кончика языка для звуков С, СЬ (3, ЗЬ).Надо помнить, что межзубные сигматиз-мы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы. Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом.
-
При шипящем сигматизме
При шипящем сигматизме(см. рис. 5) важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически. Рис. 5. Шипящий сигма- тизм.
-
При боковом сигматизме
При боковом сигматизме (рис. 6) ставить звук С целесообразно в три приема: а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ (рис. 11); б) межгубное дутье заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.
-
При смягченном произношении твердого С
При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.
-
При исправлении носового сигматизма
При исправлении носового сигматизма (рис. 9) необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении (см. рис. 11) с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.
-
Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма
Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента: а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!); б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуем сначала отработать ротовой выдох (рис. 10). Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом
-
Звук [Ц]
Характеристика: 1.Согласный 2. Ротовой 3.Звонкий 4.Щелевой 5.Переднеязычный 6. Мягкий
-
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ц.
Слитный звук Ц состоит из одномоментного соединения двух звуков: взрывного смычного Т и щелевого, фрикативного С 1)Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. 2)Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С). 3)Первый компонент звук Т, произносится с опущенным к нижним резцам кончиком языка, смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка. 4)Мягкое нёбо поднято. 5Голосовые связки разомкнуты
-
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ц
Поскольку звук Ц содержит в себе два компонента (Т+С), то все недостатки произношения звуков Т и С переносятся обычно на звук Ц. Поэтому все виды сигматизма (межзубный, боковой, щечный и др.), как правило, распространяются и на произношение звука Ц .Иногда недостатки звука Ц в форме бокового, межзубного и других видов сигматизма могут иметь место и при правильном произношении звуков С и Т.Произношение звука Ц имеет и свои специфические недостатки, которые можно обозначить, как парасигматизм:1. Вместо звука Ц произносится один из его компонентов, Т или ТЬ («куритя» — курица)или Ц произносится как С (куриса);2. Между двумя компонентами слышится редуцированный гласный: тыс или тэс(куритэса).
-
Подготовительный этап постановки звука Ц
Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка» — Под счёт до 5 — 10 и т.д. удерживаем широкий спокойный язык на нижней губе. «Футбол» — Кончик языка упереть в щёку с внутренней стороны, удерживать под счёт до 5, затем делать на другую сторону. «Спусти шарик». Выпускать воздух из надутых щёк маленькими порциями. Дыхательные упражнения : «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа). «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).
-
Постановка звука Ц
1. По подражанию с введением игровых приемов: - поднесите палец ко рту – «Не шуми!» — тс-ц-ц; - паровоз при остановке (тс-ц-ц). 2. От опорных звуков. Ребенка быстро просят произнести два звука «Т» и «С». Добиваться четкого произнесения звука «Ц». взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука «Ц» он ощутил один удар воздушной струи. А не два. Как при «тэс» или «тыс».
-
3. Механическим способом при помощи зонда или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд. Главное, чтобы подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка. Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.