Презентация на тему "постановка свистящих звуков"

Презентация: постановка свистящих звуков
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "постановка свистящих звуков" по русскому языку. Презентация состоит из 28 слайдов. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.37 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: постановка свистящих звуков
    Слайд 1

    Презентация на тему характеристика свистящих звуков.[С] – [C‘][Ц]

    .

  • Слайд 2

    Общая характеристика группы свистящих звуков.

    В группу свистящих входят звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с'], [з], [з'], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с'] - дополнительным подъемом средней части языка. В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы. Если у Вашего ребенка нарушено несколько звуков данной группы, работу над постановкой нужно начинать со звука [с]. Звуки С, З одного места образования: во время их произношения кончик языка находиться у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.

  • Слайд 3

    С (С')

    По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости: согласный, согласный. По участию в артикуляции мягкого неба ротовой ротовой. По работе голосовых складок глухой, звонкий. По способу образования – щелевой, щелевой. По месту образовния – переднеязычный, переднеязычный. По степени напряжения средней части языка – твердый (мягкий), твердый (мягкий)

  • Слайд 4

    Правильная артикуляция

    Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятс­твуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз (рис. 1, 2, 6). Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты, напряже­ние выдыхаемой струи сильное. Рис. 1. Артикуляции звуков с, з в натуре.Рис. 2. Профиль артику­ляции звуков с, з.При мягком СЬ спинка языка дополни­тельно приподнята, весь язык больше напря­жен, кончик языка сильнее упирается в ниж­ние резцы, см. пунктирную линию в профиле артикуляции звуков С, 3. Рис. 1. Артикуляции Рис. 2. Профиль артику­ляции звуков с, з.

  • Слайд 5

    Виды искажений звука.Дефекты артикуляции.

    Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом. Различают следующие виды сигматизма.

  • Слайд 6

    Межзубный сигматизм

    Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости (рис. 3).

  • Слайд 7

    Призубный сигматизм

    Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук (рис. 4). Рис. 4. Призубный сигматизм.

  • Слайд 8

    Шипящий сигматизм

    Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака) (рис. 5). Рис. 5. Шипящий сигма- тизм.

  • Слайд 9

    Губно-зубной сигматизм

    Губно-зубной сигматизм — ниж­няя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плос­кости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

  • Слайд 10

    Боковой (латеральный) сигматизм

    Боковой (латеральный) сигма­тизм встречается в двух формах: Рис. 6. Боковой сигма-тизм (стрелка означает прохождение воздуха между боками языка и щеками).Рис. 8. Фронтальный разрез при боковых С и 3: спинка языка упи­рается в небо, края язы­ка оторваны от корен­ных верхних резцов.Голосовыдыхательная струя проходитчерез один или оба прохода между боковымизубами и краями языка, кончик языка подняткверху (рис. 6, 8). Спинка языка горбом плотно прикаса­ется к нёбу, а выдыхательный ток проходитпо одной или обеим сторонам рта у коренныхзубов. В обоих случаях слышится неприятныйзвук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны. Рис. 9. Носовой сигма­тизм.Рис. 7. Фронтальный разрез нормальной арти­куляции С и 3.В некоторых случаях бокового сигматиз-ма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

  • Слайд 11

    Носовой сигматизм

    Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении сиз корень языка под­нимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных, рис. 9. Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка. Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом.

  • Слайд 12

    Парасигматизмы

    Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка. Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом.

  • Слайд 13

    Виды парасигматизмов

    Чаще всего это явление связано с нарушением фономатического слуха у ребенка Губно-зубной – замена на Ф (фанки, фобака) Призубной – замена на Т (танки, тобака) Замена любых звуков на Т и Д называются ТЕТТИЗМОМ. ТЕТТИЗМ – часто встречается у детей с нарушением слуха Шипящий – замена на Ш (шанки, шобака)

  • Слайд 14

    Подготовительный этап постановки звука.

    Отработка базовых звуков И и Ф. Проводится работа на развитие фонематического слуха. Подбор арт- упражнений, зависит и от правильной артикуляции и от вида упражнения. В простейших случаях звук С ставится по подражанию: перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки («сделать заборчик»), а затем, не разжимая зубы (заборчик не ломать!), сильно подуть, как насос: с... с... с... Можно посвистеть: с, с, с. Внимание ребенка следует обратить на «тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.

  • Слайд 15

    Приемы постановки свистящих при разных видах сигматизма

    При межзубном и призубном (рис. 3,4) сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

  • Слайд 16

    Важно помнить!

    На рисунке 10 показана установка с механической помощью зазубного нижнего положения кончика языка для звуков С, СЬ (3, ЗЬ).Надо помнить, что межзубные сигматиз-мы часто требуют длительной логопедичес­кой работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы. Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом.

  • Слайд 17

    При шипящем сигматизме

    При шипящем сигматизме(см. рис. 5) важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически. Рис. 5. Шипящий сигма- тизм.

  • Слайд 18

    При боковом сигматизме

    При боковом сигматизме (рис. 6) ставить звук С целесообразно в три приема: а) межгуб­ное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ (рис. 11); б) межгубное дутье заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно до­стичь с помощью зонда или шпателя.

  • Слайд 19

    При смягченном произношении твердого С

    При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произ­ношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

  • Слайд 20

    При исправлении носового сигматизма

    При исправлении носового сигматизма (рис. 9) необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения прово­дятся сначала в межгубном положении (см. рис. 11) с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

  • Слайд 21

    Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма

    Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента: а) обнаже­ние резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!); б) удержание (можно с меха­нической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуем сначала отработать ротовой выдох (рис. 10). Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом

  • Слайд 22

    Звук [Ц]

    Характеристика: 1.Согласный 2. Ротовой 3.Звонкий 4.Щелевой 5.Переднеязычный 6. Мягкий

  • Слайд 23

    ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ц.

    Слитный звук Ц состоит из одномоментного соединения двух звуков: взрывного смычного Т и щелевого, фрикативного С 1)Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. 2)Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С). 3)Первый компонент звук Т, произносится с опущенным к нижним резцам кончиком языка, смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка. 4)Мягкое нёбо поднято. 5Голосовые связки разомкнуты

  • Слайд 24

    ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ц

    Поскольку звук Ц содержит в себе два компонента (Т+С), то все недостатки произноше­ния звуков Т и С переносятся обычно на звук Ц. Поэтому все виды сигматизма (межзубный, боковой, щечный и др.), как правило, распространяются и на произношение звука Ц .Иногда недостатки звука Ц в форме бокового, межзубного и других видов сигматизма могут иметь место и при правильном произношении звуков С и Т.Произношение звука Ц имеет и свои специфические недостатки, которые можно обозначить, как парасигматизм:1. Вместо звука Ц произносится один из его компонентов, Т или ТЬ («куритя» — курица)или Ц произносится как С (куриса);2. Между двумя компонентами слышится редуцированный гласный: тыс или тэс(куритэса).

  • Слайд 25

    Подготовительный этап постановки звука Ц

    Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка» — Под счёт до 5 — 10 и т.д. удерживаем широкий спокойный язык на нижней губе. «Футбол» — Кончик языка упереть в щёку с внутренней стороны, удерживать под счёт до 5, затем делать на другую сторону. «Спусти шарик».  Выпускать воздух  из надутых щёк маленькими порциями. Дыхательные упражнения : «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа). «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).

  • Слайд 26

    Постановка звука Ц

    1. По подражанию с введением игровых приемов: - поднесите палец ко рту – «Не шуми!» — тс-ц-ц; - паровоз при остановке (тс-ц-ц). 2. От опорных звуков. Ребенка быстро просят произнести два звука «Т» и «С». Добиваться четкого произнесения звука «Ц». взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука «Ц» он ощутил один удар воздушной струи. А не два. Как при «тэс» или «тыс».

  • Слайд 27

    3.  Механическим способом при помощи зонда или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд.  Главное, чтобы  подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка.  Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка.

  • Слайд 28

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке