Содержание
-
Свистящие и шипящие звуки:постановка и автоматизация
-
Артикуляция звуков
Свистящих [с] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый [з] – согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый [с’], [з’] – мягкие [ц] – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый - губы улыбаются - зубы сближены - кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края изнутри прижаты к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха. При [ц] кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [с]. Шипящих [ш] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый [ж] – согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый [щ] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, мягкий [ч] – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий - губы вытянуты в широкую трубочку - зубы на расстоянии 3-4 мм -широкий кончик языка в форме чашечки поднят к передней части твердого неба, но не касается их. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. - воздушная струя теплая При [щ] кончик языка поднят как при [ш], но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте сужение. При [ч] широкий кончик языка в форме чашечки поднят к верхним альвеолам, в первый момент артикуляции образует с ними смычку. Во второй момент – отходит в положение, близкое к звуку [ш], образуя два физиологических сужения.
-
Недостатки произношения свистящих звуков
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Сигматизмы - Межзубный сигматизм(кончик языка оказывается в положении между зубами) - Губно-зубной сигматизм(нет улыбки, ребенок смыкает нижнюю губу с верхними резцами, появляется призвук [ф]) - Боковой сигматизм(боковые края языка не прижимаются к коренным зубам, язык узкий, воздушная струя идет не по центру, а по бокам языка) - Носовой сигматизм (струя выдыхаемого воздуха идет через носовые ходы) - Призубныйсигматизм(язык упирается в сомкнутые зубы, слышится звук типа взрывного [т], при звонком – [д]) - Шипящий сигматизм(язык принимает артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный [щ])
-
Парасигматизмы Замена [с] на [с’] (сюмка, сяпоги) – излишне поднята спинка языка Замена [с] на [т] (тумка, автобут) – спинка языка образует смычку с небом Замена [с] на [з] (зумка, запоги) Замена [с] на [ш] (шумка, шад) Замена [с] на [х] (хумка, хад) [з] – [з’], [з] – [д], [з] – [с], [з] – [ж], [з] – [г,х], [з] – [в,т,ц] [ц]- [т], [ц] – [с], [ц] – [ч], [ц] – [щ], [ц] – [с’], [ц] – [ш]
-
Недостатки произношения шипящих звуков
Те же, что и при свистящих звуках, кроме шипящего, но есть щечный сигматизм(произнесение звука сопровождается раздуванием щек) и нижнее произношение шипящих звуков. Парасигматизмы (замены) [ш]- [с], [ш] – [с’], [ш] – [т], [ш] – [х], [ш] – [ф] [ж] – [з], [ж] –[з’], [ж] – [д], [ж] – [г], [ж] – [в] [щ] – [т’], [щ] – [с’] , [щ] – [ш] [ч – т’], [ч] – [щ], [ч] – [т], [ч] – [х]
-
Этапы работы над любым звуком
подготовительный этап постановка звука его автоматизация в слогах, словах, фразах, предложениях и рассказе дифференциация с заменяемым или смешиваемым звуком
-
Подготовительный этап
Развитие фонематического слуха введение эмоционального образа звука материализация его в виде картинки разбор артикуляционных характеристик звука разбор фонетических характеристик звука Формирование правильного уклада артикуляционных органов с помощью комплекса артикуляционной гимнастики для нижнего уклада: удержание кончика языка за нижними зубками сопротивление кончика языка расслабление спинки языка поднимание и опускание спинки языка выработку длительной, плавной воздушной струи
-
Способы постановки звуков
подражание механическая помощь (используются специальные логопедические зонды) смешанный (подражание + механическая помощь) обходной (с опорой на сохранные или уже исправленные звуки)
-
Комплекс упражнений для свистящих звуков
«Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Просебя говорить «И». Удерживать так под счет от 1 до 10. «Трубочка» Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. Чередовать «Заборчик» - «Трубочка» «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произноситьзвуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя». «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубывидны. Удерживать под счет от 1 до 10. «Остудим блинчик» Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
-
«Почистим нижние зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри). «Горка» («Катушка», «Киска сердится») Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки). «Трубочка» из языка. «Волшебная палочка» Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.
-
Комплекс упражнений для шипящих звуков
«Накажем непослушный язычок» «Блинчик» «Остудим блинчик» «Вкусное варенье» Воображаемое варенье слизывается язычком с верхней губы вертикально ориентированными движениями. То есть язык двигается сверху вниз и в рот, а не вдоль губы. Рот при этом приоткрыт, губы сомкнуты вокруг языка. «Чашечка» Исходное положение – «блинчик», рот округло приоткрыт (челюсть опущена, губы образуют букву О). Язычок следует оторвать от нижнего неба, приподнять его боковые края и удерживать в таком положении 10 секунд. Можно представить, что язычок – это сосуд с водой, которую нельзя расплескать. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
-
«Качели» Рот открыт, губы в полуулыбке, зубы видны. Язычок расслаблен, лежит на нижнем небе, упираясь кончиком в тыльную сторону нижних зубов. Каждые пять секунд язык меняет положение, упираясь кончиком в верхние зубы и обратно. Челюсть и губы остаются при этом полностью неподвижными. «Почистим верхние зубки» Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней (внешней) стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. «Ириска» Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
-
Постановка свистящих звуков
По подражанию (используется показ правильной артикуляции) [С] - игра «Насос», песенка воды, легкий ветерок [З] – звенит комарик, муха или оса [Ц] – песенка синички, «Тихо, дети расшумелись!» От опорных звуков Звук [с] - от [и] – петь звук, а потом пустить холодный ветерок - от та-та-та, тя-тя-тя, ти-ти-ти – и пустить холодный ветерок Звук [з] от звука [с], контроль голосовых связок Звук [ц] аффрикат, от состоит из двух звуков: т – с, т-с, тс, ц Смешанный способ Губы растянуть в улыбку, прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и пустить ветерок. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы. Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).
-
Механический способ 1. При межзубном сигматизмеребенку предлагается широкий кончик языка опустить за нижние зубы и «пустить» длинный легкий ветерок. Если звук [с] произноситься недостаточно четко, то специальным зондом или кончиком шпателя нажать на кончик языка, несколько опустив его за нижние резцы. 2. При губно-зубномсигматизме произносить звук [с] при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов. Если ребенок не может воспроизвести это положение органов артикуляции сам, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая резцы. 3. При боковом сигматизмедобиваются правильно звучания [с] при межзубном положении языка, затемпереводят кончик языка за нижние резцы.
-
Механический способ 4. Призубныйсигматизмисправляется 2-ми способами: - Легким нажимом шпателя (зонда) на кончик языка опустить его за нижние зубы, чтобы образовать выход для воздуха через межзубную щель. - Предложить ребенку держать язык между резцами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на межзубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на распластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы. 5. При шипящем сигматизмепредлагаем ребенку подуть на язык в межзубном положении. Рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука [с] в слогах, словах, фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.
-
Механический способ 6. При устранении носового сигматизманеобходимо формировать правильный выдох через середину ротовой полости, дифференцировать носовой и ротовой выдох. Затем ребенку предлагается подуть на язык в межзубном положении. Автоматизируют межзубный звук в слогах, словах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм. Для произнесения звука [з]логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [с] включить голос. При постановки звука [ц]ребенку предлагается произносить подряд звуки [т] и [с] сначала медленно, а затем ускоряя темп, добиваясь слитного перехода от звука [т] к [с] (тс – ц), следим, чтобы ребенок не произносил ТЭС или ТЫС. Автоматизировать начинаем с обратных слогов АЦ, ОЦ, УЦ. Мягкость звуков [с’] и [з’]достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, в глубь рта. Поднимается спинка языка.
-
Постановка шипящих звуков
По подражанию (используется показ правильной артикуляции) [Ш] - как шипит гусь, змея, шуршим как камыш [Ж] – жужжит пчела, жук [Щ] – песенка щетки щ-щ-щ. [Ч] – песенка паровозика чччч. От опорных звуков Звук [ш] - от [с] – произносить звук [с] и поднимать язык вверх. - от [р] – произносить этот звук громко, потом шепотом, остановить вибрацию самостоятельно или шпателем. Звук [щ] от звука [ш], передвинув язык вперед, ближе к зубам. Звук [ч] аффрикат, от состоит из двух звуков: т’ – щ, т’-щ, т’щ, ч Смешанный способ Губы округлены и слегка выдвинуть вперед, язык в форме «чашечки» за верхние зубы, пустить теплый ветерок, придерживая язык зондом или шпателем..
-
Механический способ Ребенок произносит несколько раз звук [с] и логопед вводит под язык шпатель (зонд). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего звука [ш]. 1. При межзубном сигматизме ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. 2. При губно-зубномсигматизме ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с]. 3. При боковом сигматизме используется механическая помощь (зонд, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).
-
Механический способ 4. При призубномсигматизмевырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] – [т], на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] – длительная, [т] – толчкообразная). Проводятся упражнения для длительной направленной воздушной струи. Постановка как при исправлении губно-зубного сигматизма. 5. При шипящем парасигматизмеучатсопоставлять и различать [ш] – [щ] на слух, вырабатываются умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед – назад). Постановка от [с] механическим приемом (отодвигают язык назад). 6. При свистящем парасигматизме учить сопоставлять и различать [с] - [ш] на слух, различать разницу струи воздуха ([с] – холодная, [ш] – теплая); отрабатывать движения широкого языка вверх; чередование движений широкого языка за нижние – верхние зубы; чередование движений губ (улыбка – трубочка). Постановка по подражанию или смешанным способом.
-
Механический способ 6. При устранении носового сигматизмавырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, сначала отрабатывается звук [с], затем механическим путем ставится [ш]. 7. Щечное и нижнее произношения устраняются механическим и смешанным путем. Для произнесения звука [ж]логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [ш] включить голос. Нужно помнить!!! Ставя любой звук, не следует называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.
-
Постановка звука Щ Звук [щ] часто появляется в речи ребенка автоматически после постановки звуков [Ш] , [Ж] и [Ч] . 1.От звука [с’]. Произнося [с’], приподнять язык вверхи вытянуть губы вперед. Шпателем (зондом) придерживать кончик языка вверху. 2. От слога ась. Произнося ась, язык поднять вверх и пустить отрывистую сильную струю воздуха, нажимая на щеки. Шпателем (зондом) придерживать кончик языка вверху. 3. От звука [ш]. Произнося [ш], продвигать язык чуть вперёд, ближе к зубам. 4. От звука [ч]. Попросите ребенка произнести звук [ч] протяжно и обратить внимание на то, какой шипящий звук он слышит. Слышится долгий звук [щ]. Постановка звука Ч 1. От звука [т’]. Ребёнок произносит звук [т’], при этом кончик языка шпателем (зондом, черенком ложки) чуть отодвигается назад. 2. От слога ать. Ребенок произносит слог ать и в это время, подложив шпатель под передний край языка, поднять его вверх к альвеолам. 3. При многократном произнесении ребенком слога тинажимать большим и указательным пальцами на щеки, прижимая их к коренным зубам. Будет слышаться чи.
-
Автоматизация свистящих и шипящих звуков
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.