Содержание
-
потешки
Выполнила: Максимова О.В. Воспитатель МБДОУ ЦРР д. с. №332 г. о. Самара
-
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский
-
« Все хорошее в жизни происходит от удивления» Сократ.
Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость этой мысли в том, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.
-
Введение
Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, пестования очень нужны ребенку.
-
Цель работы
Раскрыть неисчерпаемые возможности устного народного творчества для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков ребёнка.
-
Задачи.
развлекать и развивать малыша при помощи этого жанра устного народного творчества; учит маленького ребенка понимать человеческую речь, эмоциональные оттенки голоса; развивает чувство ритма; при чтении «потешки» выполнять различные движения, которым руководит слово; приобщение детей к фольклору, увлечь народными сюжетами.
-
Актуальность работы.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
-
Определение потешки.
ПОТЕ́ШКИ — это жанр устного народного творчества, короткие стишки (реже песенки), предназначены для развлечения детей с младенческого возраста и сопровождающих элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропеванияпотешки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.
-
История потешки
Народ веками отбирал, совершенствовал и обогащал свое творчество. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Художественное народное искусство, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство называют фольклором. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникли в единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.
-
Значение потешки.
Поэзия пестования, согласно - объединяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, докучные сказки. Именно эти жанры отражают взгляды народа на воспитание, в них озабоченность физическим, психическим и нравственным здоровьем ребенка. Совокупность и взаимосвязь их дают то, что следует называть "народной педагогикой", вернее педагогикой раннего детства, так как использование этих жанров особенно важно в первые годы жизни ребенка, отсюда и второе название раздела - "материнская поэзия".
-
Ценность фольклорных произведений.
Высокая интонационная выразительность. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания, эмоциональные обращения заставляют ребенка вслушиваться в звучащую речь. Это особенно важно для ребенка в младенческий период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слово. В процессе вслушивания возникают слуховые ориентировочные реакции (слуховая аутостимуляция), позволяющие установить двусторонний контакт с ребенком на звуковой основе. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, отличает от шумов и музыкальных звуков. Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммировано в самом тексте потешек.
-
Высокая интонационная выразительность. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания, эмоциональные обращения заставляют ребенка вслушиваться в звучащую речь. Это особенно важно для ребенка в младенческий период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слово. В процессе вслушивания возникают слуховые ориентировочные реакции (слуховая аутостимуляция), позволяющие установить двусторонний контакт с ребенком на звуковой основе. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, отличает от шумов и музыкальных звуков. Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммировано в самом тексте потешек.
-
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.
***Тихо-тихо-тихо-тихо, В наши двери входит Тихон, Не аукать, не кричать, А баюкать и качать. Тихон песенку поет, Сны ребятам раздает: «В этом сне – воздушный шарик, В этом сне - собака Шарик, В этом – голуби летят, В этом – дети спать хотят». Тихо-тихо-тихо-тихо, Сумрак, дрема и покой. Дети спят. Уходит Тихон В тихий домик за рекой.
-
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:
Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хныч, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три. ***У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи.
-
Потешки, можно использовать во время приготовления еды.
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Трушкиту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала. ***Лепим, лепим пирожки,Замесили из муки,Сели мы на лавочку,Угостили бабушку,Побежали в огород,Там собрался весь народ,Вот котёнку пирожок,Вот утёнку пирожок,И Серёжке на зубок.
-
Утренниепотешки.
Ой, люшеньки-люшки! Нашему Илюшке- Доброе утро. Доброе утро! Утро с шутками, Прибаутками! ***- Мы проснулись, мы проснулись.- Сладко, сладко потянулись.- Маме с папой улыбнулись. ***Вот проснулись,Потянулись,С боку на бокПовернулись!Потягушечки!Потягушечки!Где игрушечки,Погремушечки?Ты, игрушка, погреми,Нашу детку подними!
-
Ой, люшеньки-люшки! Нашему Илюшке- Доброе утро. Доброе утро! Утро с шутками, Прибаутками! ***- Мы проснулись, мы проснулись.- Сладко, сладко потянулись.- Маме с папой улыбнулись. ***Вот проснулись,Потянулись,С боку на бокПовернулись!Потягушечки!Потягушечки!Где игрушечки,Погремушечки?Ты, игрушка, погреми,Нашу детку подними!
-
Ой, люшеньки-люшки! Нашему Илюшке- Доброе утро. Доброе утро! Утро с шутками, Прибаутками! ***- Мы проснулись, мы проснулись.- Сладко, сладко потянулись.- Маме с папой улыбнулись. ***Вот проснулись,Потянулись,С боку на бокПовернулись!Потягушечки!Потягушечки!Где игрушечки,Погремушечки?Ты, игрушка, погреми,Нашу детку подними!
-
Потешки про дождик и солнышко
*** Дождик, дождик, посильней -Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
-
*** Дождик, дождик, посильней -Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
-
*** Дождик, дождик, посильней -Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
-
*** Дождик, дождик, посильней -Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
-
*** Дождик, дождик, посильней -Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
-
*** Дождик, дождик, посильней -Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа нашем лужочке.Дождик, дождик, пуще,Расти, трава, гуще.
-
Потешки для знакомства с телом
Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки - все хватать-хватать. ***(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):Носик, носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать). ***Где же наши ушки? Слушают пестушки!А где глазки? Смотрят сказки!А где зубки? Прячут губки!Ну а ротик на замочек!
-
Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки - все хватать-хватать. ***(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):Носик, носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать). ***Где же наши ушки? Слушают пестушки!А где глазки? Смотрят сказки!А где зубки? Прячут губки!Ну а ротик на замочек!
-
Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки - все хватать-хватать. ***(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):Носик, носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать). ***Где же наши ушки? Слушают пестушки!А где глазки? Смотрят сказки!А где зубки? Прячут губки!Ну а ротик на замочек!
-
Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки - все хватать-хватать. ***(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):Носик, носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать). ***Где же наши ушки? Слушают пестушки!А где глазки? Смотрят сказки!А где зубки? Прячут губки!Ну а ротик на замочек!
-
Потешки про пальчики (пальчиковые игры)
*** (поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.
-
*** (поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.
-
*** (поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.
-
*** (поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.
-
*** (поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.
-
Потешки-утешки
*** У лесы боли,У волка боли,У моего сыночка (дочки)Боль на берёзкуВ лес улети ***
-
*** У лесы боли,У волка боли,У моего сыночка (дочки)Боль на берёзкуВ лес улети ***
-
*** У лесы боли,У волка боли,У моего сыночка (дочки)Боль на берёзкуВ лес улети ***
-
Ожидаемый результат
В результате общения с фольклорными произведениями у детей улучшается память, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Развиваются личностные качества, чувства (радости, тревоги, сожаления, грусти, нежности) и хорошего настроения. Дети с большой охотой приходят в детский сад, легче проходят адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки мы знакомим детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора, используем красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Также используем малые фольклорные формы для формирования физических качеств, игровых действий, певческих навыков. Неоценима роль малых фольклорных форм.
-
Список литературы
«Детская литература» Автор: Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Издательство: Академия. Год: 2005. Аникин В.П. «Русское устное народное творчество»: учебник для вузов. М., 2004. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. «Детская литература». Издательство: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. «Славянский фольклор» Автор: Кравцов Н. Издательство: МГУ Год: 1987 Интернет – ресурсы: AllFreeBooks.ru…slavjanskij_folklor_kravcov_n/15 do.gendocs.rudocs/index-368381. razym.ru›…arzamasceva-in-nikolaeva…literatura.html
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.