Презентация на тему "Альбом "Детский фольклор.Малые фольклорные формы""

Презентация: Альбом "Детский фольклор.Малые фольклорные формы"
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.79 Мб). Тема: "Альбом "Детский фольклор.Малые фольклорные формы"". Предмет: педагогика. 22 слайда. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Альбом "Детский фольклор.Малые фольклорные формы"
    Слайд 1

    Детский сад «Золушка»Парахинам.и.Г.Заводоуковск,2020г

    Детский фольклор. Малые фольклорные формы.

  • Слайд 2

    Содержание: 1.Колыбельные 2.Пестушки 3.Песенки-потешки 4.Заклички 5.Перевертыши 6.Считалки 7.Тараторки(скороговорки) 8.Переклички 9.Дразнилки

  • Слайд 3

    Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа. Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

  • Слайд 4

    Колыбельные

    Название произошло от глагола баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать, заговаривать".) Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

  • Слайд 5

    Баю, баю, баюшок, В огороде петушок. Петя громко поет, Ване спать не дает. А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать - не гулять, только глазки закрывать. Бай, бай, бай, бай, ты, собаченька, не лай, Петушок, не кричи И Ванюшу не буди. Ванюша будет спать Да большой вырастать. Он поспит подольше, Вырастет побольше. Ой, люли, люли, люли, Прилетели журавли. Как они летели - все на них глядели. Журавли курлыкали, Кисоньки мурлыкали.

  • Слайд 6

    В избу Дрема пришла И по зыбочке брела, К Саше в зыбочку легла, Сашу ручкой обняла. Спи-ка Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди. Ручки белые прижми, Глазки милые сожми. Ой ты, котенька - коток, Котя - серенький хвосток, Ты приди к нам ночевать, Вову в люлечке качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока, Еще каши горшок, Сладких пряников мешок. Ай баень да баень, По горам идет олень. На рогах он Дрему носит, В каждый дом ее заносит, В люльку Дрему он кладет, Тихо песенку поет.

  • Слайд 7

    Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» - и поют: А дыбок, дыбок, дыбок, Скоро Петеньке годок! Ай, дыбок, дыбок, дыбок, Стоит Танечка дыбок! Купим Танечке платок – Во всю голову цветок! Купая ребёнка, напевают: С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя – Вся худоба На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду! ПестушкиПестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

  • Слайд 8

    Лаская ребёнка припевают: Ой, мой миленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький! Ой ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневенький кусточек! Ах ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка. При кормлении малыша стараются отвлечь песней: Гу-ту-ту, гу-ту-ту, На зелёном на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Как они летели, Мы на них глядели. Ам!

  • Слайд 9

    Песенки - потешки Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками. Тяни холсты, Потягивай! В коробочку Накладывай! Это мамин холст, Это папин холст, А Вовочкин холст Вот этот холст - С мышиный хвост! Скок, скок, поскок, Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодичка Арина По водичку ходила, Травку рвала, Бычку давала. Ой, тпруськи, бычок, Задери тебя волчок!

  • Слайд 10

    Тушки - тутушки, На столе преснушки. На столе преснушки, ватрушки - Нашему Андрюшке! Ай тата, тата, тата, Пожалуйте решета Мучки посеять, Пирожки затеять. А для нашей лапушки - Затеем оладушки, Испечём блинка - Покормить сынка! Чук, чук, чук, чук, Наварила баба щук, Наварила юшки - Для нашего Андрюшки!

  • Слайд 11

    Идет коза рогатая, По боку дратая! Кто молочка не пьёт, Того рогом бьёт - Пыр, пыр, пыр! Идет коза рогатая, Букатая с поля. Говорит, Катю заколет, Киль, киль, киль, киль! Идет коза рогатая За малыми ребятами. Хвостиком хлоп, хлоп, Ножками топ, топ! Рогами пыр! Другими пыр! Ай тата, тата, тата, Пожалуйте решета Мучки посеять, Пирожки затеять. А для нашей лапушки - Затеем оладушки, Испечём блинка - Покормить сынка!

  • Слайд 12

    Заклички

    Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. Закличкарождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

  • Слайд 13

    Закличкипро солнцеСолнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей!Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Солнышко, солнышко. Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут!

  • Слайд 14

    Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач! Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Хлеба краюшку, Щей черепушку, Дам тебе ложку — Кушай понемножку! Заклички про дождь

  • Слайд 15

    Месяц, месяц, свети, Под плетень гляди! Ходи, гуляй Да нас утешай! Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй! Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко. Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам! Гром, гром, Не бей в наш дом! А бей в колоду, В болотную воду — Жабке напиться, Блошке утопиться! Заклички про явления природы

  • Слайд 16

    Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Заклички про насекомых, животных и растений Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. — Стрелочка-стрекозочка, Полети на облачко! — Сухо будет — полечу, А сыро будет — посижу! Сей, сей горох, Рассевай горох! Уродись, горох, В огороде не плох! И крупен, и бел — На потеху всем, И сам тридесят — Для малых ребят! Уродитесь, бобы, Круты и велики! В чистом поле На все доли — Старым на потешки, Детям на посмешки!

  • Слайд 17

    Перевертыши . Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку И упала в яму – бух, Раздавила сорок мух. Из-за лесу, из-за гор Едет дядюшка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне; Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнул; Сапоги нарастопашку, На босу ногу зипун; Парень белый, вышитой, Рубашка чернобровая.

  • Слайд 18

    Перевертыши . Ехала деревня Мимо ямщика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Крыши полетели, Сели на ворон. Лошадь понукает Ямщика кнутом. «Тпру» — сказала лошадь, А ямщик заржал. Лошадь пошла в гости, А ямщик стоял. Лошадь ела шаньги, А ямщик овес. Лошадь села в сани, А ямщик повез. У нашего Данилы Разыгралася скотина, И коровы и быки разинули кадыки, Утки в дудки, Тараканы в барабаны, Коза в синем сарафане, Во льняных штанах, В шерстяных чулках, Вол и пляшет, Ногою машет, Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять, Бух, бух, бух. Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.

  • Слайд 19

    Считалки . Шел баран по крутым горам. Вырвал травку, положил на лавку. Кто травку возьмет, тот водить пойдет. Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма. Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – выходи из круга вон! Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет. Шишел-вышел, вон пошел, На боярский двор зашел, Там бояре шапки шьют, На окошко их кладут.

  • Слайд 20

    Тараторки (скороговорки) . Петр Петру пек пироги. Шесть мышат в камыше шуршат. Баран Буян залез в бурьян. У ежа и елки иголки колки. Проворонила ворона вороненка. Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Из толкового словаря В. Даля: "Скороговорка – частоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок. У Сени и Сани в сетях сом с усами. У Кондрата куртка коротковата. Поля пошла полоть петрушку в поле. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Сух сук нес барсук. Борона боронила неборонованное поле. Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша. Ткет ткач ткани на платье Тане. Оса боса и без пояса. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Наш Полкан попал в капкан.

  • Слайд 21

    Переклички . -Кисонька – Мурысонька, где была? - На мельнице. - Кисонька – Мурысонька, - Что там делала? - Муку молола. -Кисонька – Мурысонька, -Что из муки пекла? -Прянички. - Кисонька-Мурысонька, -С кем ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! Переклички представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки. - Ты пирог съел? - Нет, не я! - А вкусный был? - Очень! - Курочка-рябушка, куда пошла? - На речку. - Курочка-рябушка, зачем пошла? За водичкой. - Курочка-рябушка, зачем тебе водичка? Цыпляток поить. - Курочка-рябушка, как цыплята просят пить? - Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи! - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Не идет. - Так сам иди! - Да он меня не пускает!

  • Слайд 22

    Дразнилки . Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток. Андрей-воробей, Не гоняй голубей. Голуби боятся, На крышу не садятся. Борис-барбарис На веревочке повис. Как веревка оборвется, Так Борис перевернется.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке